Сыпать 3 лицо

Сыпать 3 лицо

Задание по русскому. Помогите! Образуйте форму 1-го лица единственного числа от данных глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Бороздить, бриться, брызгать, выздороветь, вынудить, гудеть, колесить, кудахтать, махать, опротиветь, очутиться, ощутить, плескать, полоскать, победить, пылесосить, сыпать, тыкать, хныкать, щипать, ютиться.

Образуйте 3-го лица единственного числа от данных глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, мурлыкать, щипать, брызгать, полоскать.

40. Употребление форм глагола

§173. Образование некоторых личных форм

1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т.е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить.

Редко или почти совсем не употребляются в литературном языке из-за необычности звучания формы «башу» (от басить), «галжу» (от галдеть), «гвозжу» (от гвоздить), «дужу» (от дудеть), «ерунжу»(от ерундить), «прегражу» (от преградить), «пылесошу» (от пылесосить), «сосежу» (от соседить), «шкожу» (от шкодить).

Не употребляются из-за фонетического совпадения с формами от других глаголов такие формы, как «бужу» (от бузить, ср.: бужу от будить), «держу» (от дерзить, ср.: держу от держать), «тужу» (оттузить, ср.: тужу от тужить) и некоторые др.

Глаголы умертвить, роптать образуют в 1 лице единственного числа формы умерщвлю, ропщу.

2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы по типу 1 спряжения: выздоровею, ешь, -еют; опостылею, -еешь, -еют; опротивею, -еешь, -еют. Формы этих глаголов выздоровлю, шь, -ят и т.д. употреблять не рекомендуется.

3. Глагол зиждиться образует прошедшее время (зиждился) с суффиксом и деепричастие (зиждясь) (по II спряжению), формы настоящего времени и причастие образуются по I спряжению (зиждется,-утся, зиждущийся).

Такое же соотношение форм у глагола зыбитьсязыбился, зыблясьзыблется, -ются, зыблющийся.

Равноправные варианты неопределенной формы стелить (ся) стлать(ся) образуют личные формы I спряжения от глагола стлать: стелю (сь), стелешь (ся), стелет (ся) и т.д.

Глагол чтить в 3-м лице множественного числа имеет равноправные формы чтят – чтут, а также равноправные формы причастия настоящего времени чтящий – чтущий; ср. у Горького: Оба они любовью чтят память о ней.Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он. Ср. формы глагола почтить в условиях сочетаемости: почтут память вставанием, почтут за честь, но: почтятприсутствием.

4. Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени, например: полоскать при наличии нормативных форм полощу, полощет, полощи, полощущий, полоща имеет допустимые формы: полоскаю, полоскает, полоскай, полоскающий, полоскал.

Такое же соотношение форм у глаголов плескать, капать, кудахтать, колыхать, мурлыкать, махать, рыскать и др.

Наряду со стилистическим отмечается смысловое разграничение параллельных форм.

Глагол брызгать в значении «окроплять, опрыскивать» имеет личные формы брызгаю, брызгает (брызгаю водой, брызгает белье); в значении «разбрасывать капли», «сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан брызжет, брызжет слюной).

Глагол двигать в значениях «перемещать толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы двигаю, двигает (двигаютмебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы движет, движут (движущие силы, что им движет!); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы двигает – движет (пружина двигает/движет часовой механизм).

Глагол капать в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы капаю, капает и каплю, каплет (капают слезы, дождь каплет), но во фразеологизме только: над нами не каплет; в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы капаю, капает (капает микстуру).

Глагол метать в значении «шить, прошивать стежками, обшивать петлю» имеет личные формы метаю, метает (метает кофту, метает шов). Его омоним, глагол метать в значении«разбрасывать, раскидывать» имеет личные формы мечу, мечет (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру); в том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется формаметает: метает гранату, диск, копье и т.д.

В просторечии и в диалектах встречаются формы кликает (вместо кличет – от кликать), мяучит (от мяучить; литературная форма мяукает — от мяукать).

Глаголы сыпать, трепать, щипать при наличии нейтральных форм сыплет, щиплет, треплет имеют разноспрягаемые разговорные формы с выпадением -л-: по I спряжению спрягаются формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, по II спряжению – сыпят, такое же соотношение форм и у глаголов щипать, трепать.

5. Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на , форма на ненормативная. Ср.: . Тревогой бранной напои! (Блок). –Напой ее чаем, баловница,закричал ей вслед Овсяников (Тургенев).

Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклоненная единственного числа: выброси – выбрось, выглади – выгладь, выдвини – выдвинь,выкраси – выкрась, вылези – вылезь, выплюни – выплюнь, высуни – высунь, выстави – выставь, выправи – выправь, высыпи – высыпь, вытаращи – вытаращь. Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа, например: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т.д. Такое же соотношение форм у глаголов заку́порить, чистить, уведомить, посахарить, дрейфить, лакомить: заку́пори – заку́порь, заку́порьте, (не)дрейфи – (не)дрейфь, (не)дрейфьте и т.д.

Некоторые глаголы на ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите – порть, портьте; корчи, корчите – корчь, корчьте и т.д. Формы взглянь, выдъ при наличии нормативных взгляни, выйди являются просторечными, но в фразеологическом обороте только: вынь да положь. Просторечный характер имеют также формы поди (вместо пойди), обойми (вместо обними); езжай (вместо поезжай); формы едь, ехайявляются недопустимыми.

§174. Варианты видовых форм

1. Двувидовые глаголы образовать и организовать в прошедшем времени употребляются только в совершенном виде (ср.: Парламент образовал комиссию; заведующий отделом эффективноорганизовал работу); в прошедшем времени в значении несовершенного вида употребляются глаголы образовывать, организовывать (ср.: городские власти ежегодно организовывалифольклорный фестиваль; межведомственная комиссия уже не раз образовывала такие комиссии).

2. Варианты глагола несовершенного вида с чередованием в корне о а обусловливать обуславливать равноправны; варианты сосредотачивать, унаваживать являются допустимыми при нормативных сосредоточивать, унавоживать; варианты заподозривать, условливаться являются устарелыми при нормативных заподазривать, уславливаться;не рекомендуется употреблять уполномачивать вместо уполномочивать.

3. Чередование о – а в корне наблюдается у ряда глаголов при образовании видовой пары: выхлопотать – выхлопатывать, заболотить – заболачивать, заморозить – замораживать, застроить –застраивать, затронуть – затрагивать, обработать – обрабатывать, облагородить – облагораживать, освоить – осваивать, оспорить – оспаривать, удостоить – удостаивать, усвоить – усваивать и др.; глаголы деморализовать, мобилизовать, нейтрализовать, нормализовать, реализовать, стилизовать, электризовать и др. не допускают вариантов с суффиксом зирова-; глаголыагонизировать, активизировать, госпитализировать, идеализировать, иронизировать, приватизировать, символизировать, яровизировать и др. не допускают вариантов с суффиксом зова-.

4. Видовые пары захлопнуть – захлопывать, озаботить – озабочивать, опозорить – опозоривать, опорочить – опорочивать, отсрочить – отсрочивать, приурочить – приурочивать, узаконить –узаконивать и др. сохраняют корневое о.

5. Варианты приставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами ва-, -ыва- и -а-, -я-, образующие видовые пары: заготавливать/заготовлять – заготовить, подбадривать/подбодрять – подбодрить, приспосабливать/приспособлять – приспособить, простуживаться/простужаться – простудиться, разрезывать/разреза́ть – разре́зать равноправны.

Другие публикации:  Негормональные средства при псориазе

6. Варианты бесприставочного и приставочного глаголов несовершенного вида, образующие видовые пары, мерзнуть/замерзать – замерзнуть, порочить/опорочивать – опорочить, заботить/озабочивать – озаботить и др. равноправны.

7. Варианты двувидовых глаголов с суффиксом зова и -изирова- вулканизоватъ – вулканизировать, гармонизовать – гармонизировать, канонизовать – канонизировать, колонизовать –колонизировать, легализовать – легализировать, модернизовать – модернизировать, рационализовать – рационализировать, секуляризовать – секуляризировать, стабилизовать – стабилизировать, стандартизовать – стандартизировать и др. равноправны, хотя варианты с суффиксом -изирова- в данных парах становятся более употребительными.

Варианты форм брезгать – брезговать, прочитать – прочесть, свистеть – свистать равноправны.

В парах лазить – лазать, видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать второй вариант разговорно-просторечный.

8. Необходимо различать значения парных глаголов движения:

Поиск ответа

Всего найдено: 7

Ответ справочной службы русского языка

Верно без склонения: . был терра инкогнита.

Ответ справочной службы русского языка

Правильны обе формы: насыплют и на сыпя т.

Ответ справочной службы русского языка

Глагол сыпать (инфинитив только такой) имеет вариантные личные формы: сыплет, сыплем, сыплют (эти формы являются строго нормативными) и сыпет, сыпем, сыпя т (встречаются в разговорной речи, но проникают и в письменную речь). Это уникальный глагол: у него есть две параллельные системы форм настоящего времени – с окончаниями первого спряжения (сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют) и с окончаниями второго спряжения (сыпишь, сыпит, сыпим, сыпите, сыпя т). О том, что эта вторая система форм имеет окончания именно второго спряжения, писал, например, великий русский языковед А. А. Шахматов: «Вместо сыплю – сыплешь весьма обычно сыплю – сыпишь». Но на письме сложилась последовательная передача с окончаниями второго спряжения только одной формы – это форма 3-го лица мн. числа: сыпя т. Остальные формы второй группы со временем стали писаться с окончаниями первого спряжения: сыпет, сыпем.

Ответ справочной службы русского языка

Верны оба варианта.

Ответ справочной службы русского языка

1. Кавычки не требуются. 2. Если имеется в виду, что преступность — это совокупность преступлений, то лучше: _Чтобы исследовать преступность, на статистическом уровне представляющую собой совокупность отдельных преступлений, как социальный процесс, надо начинать с регистрации отдельно взятого преступления_.

Ответ справочной службы русского языка

Возможны обе формы. Об образовании форм можно узнать в окне «Проверка слова» (сыпаться).

Ответ справочной службы русского языка

Возможны варианты: _сыплются_ и _ сыпя тся_. Первый вариант некоторые словари считают предпочтительным.

Сыпать 3 лицо

1. Как спрягаются глаголы любить, водить, шутить и глаголы сеять, полоть, скакать в говорах Вологодской, Костромской или Рязанской, Тамбовской обл.? (Проспрягайте их письменно.)

2. Какая фонетическая особенность говоров обусловила различия в спряжении этих глаголов в разных областях?

3. Почему в литературном языке XIX в. было распространено произношение безударного окончания -ут в 3-м лице мн. ч. глаголов II спряжения? С какой фонетической чертой литературного языка это связано?

4. Какие две диалектные черты, касающиеся форм глагола, отражены в приведенных ниже примерах? Какие формы характерны для южного наречия и какие для северного?

1) Прих о дють, в о дютъ, к о рмят, т о пят, к о сють, д е лють, ух о дят, отк о рмють, зат о пють, прив о дят, к о сят, разд е лят, л о вють, зак у рят, л ю бят, отл о вят, к у рють, л ю бють.

2) Он п а шыть, он п а шет,
л е зить, лезет,
вар у ить, ворует,
барм о чить, барм о чет.

ФОРМА 3-ГО ЛИЦА МНОЖЕСТВЕННОГО ЛИЦА ГЛАГОЛОВ II СПРЯЖЕНИЯ С УДАРЕНИЕМ НА ОСНОВЕ
(л ю бят, л ю бют)

Как и в литературном языке, во всех русских говорах глаголы делятся на два спряжения – I и II. Эти два спряжения в настоящем времени всегда противопоставлены у глаголов с ударными окончаниями:

У глаголов с безударными окончаниями картина совсем иная: в разных говорах они ведут себя по-разному. Перечитайте комментарии к картам 12 и 13 в разделе «Фонетика». Обратите внимание на описание аканья и яканья ( е канья, и канья). В говорах, которым присущи эти явления, не различаются безударные гласные, соответствующие ударным [е], [о] и [а]. Различия между заударными гласными в «акающих» говорах, в отличие от «окающих» говоров, очень невелики, они с трудом воспринимаются на слух. Видимо, это и послужило причиной развития некоторых явлений в грамматике «акающих» говоров.
Эти изменения происходят в заударных слогах. Одним из ярких примеров такого рода является распространение безударного окончания мн. ч. в словах ср. р. (сёлы, гнёзды – см. карту 19) из существительных м. и ж. р.
Эта тенденция к единообразию безударных окончаний проявилась в «акающих» говорах и в спряжении глаголов.
В большинстве диалектов этого ареала сложилось единое (так называемое «общее») спряжение глаголов с безударными окончаниями, которое характеризуется совпадением гласных, различающих окончания I и II спряжений. На месте е и и (к о лет – х о дит) в этих говорах отмечается и или ь, на месте -ут (-ют) и -am (ят) -единообразное -ут после мягких согласных:

На карте сиреневой заливкой показаны говоры, в которых глаголы II спряжения в 3-м лице мн. ч. имеют окончание I спряжения, т. е. -ут (в и дют, пр о сют, н о сют, л ю бют, п а рют и др.), а желтой заливкой – говоры, в которых безударные окончания глаголов I и II спряжений различаются, как в литературном языке (в и дят, л ю бят, пр о сят и др.).
Если вы сравните эту карту с картами 12 и 13 в разделе «Фонетика», на которых показаны системы с различением и неразличением гласных в безударном положении, то увидите, что ареал окончания -ут в глаголах II спряжения (иными словами – ареал распространения «общего» спряжения) почти совпадает с ареалом аканья и яканья (еканья, иканья), а ареал сохранения окончания -am – с ареалом оканья.
«Общее» спряжение глаголов было характерно для разговорной формы литературного языка XIX в. и начала XX в. в первую очередь в Москве. Оно было свойственно московскому просторечию. И сейчас произношение л ю [б’у]т, н о [с’у]т, х о [д’у]т и т. п. можно услышать у москвичей старшего поколения и в сценической речи. Формы на -ут постепенно вытеснились из литературного языка по ряду причин – в первую очередь под влиянием петербургской нормы, устойчиво различавшей -ут и -am, и орфографии. В современном литературном языке такие формы воспринимаются как просторечные или диалектные.
Иногда глагольные формы на -ут используются в художественной литературе для придания речи персонажа просторечного или диалектного оттенка.
Вот пример из рассказа А. Аксенова «Дикой»:
«Дикой! – вскричал я, пораженный. – Во-во, дикой Меня и ноне так др а знют».
Еще пример:
«– Ну да, – меланхолично продолжал Яшка, ставя удочки к стене, – у вас там, в Москве, небось босиком не х о дють». (Ю. Казаков. Тихое утро).

Другие публикации:  Грибок ногтя лечение в москве

окончание -ат: н о сят, л ю бят

окончание -ут: н о сют, л ю бют

Лица глаголов в русском языке таблица

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

он (она, оно) учит

Лицо — это важнейшая категория глагола, с помощью которой указывается, кто производит действие.

В русском языке три лица, они различаются в единственном и множественном лице. В каждом лице у глаголов различаются свои окончания.

1 лицо глагола — подставляем местоимения Я, МЫ

2 лицо глагола — подставляем местоимения ТЫ, ВЫ

3 лицо глагола — подставляем местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ

12. Правописание глаголов

§48. Личные окончания глаголов

Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени:

а) в I спряжении: шь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;

б) во II спряжении: шь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.

У глаголов с безударным окончанием спряжение определяется так:

ко II спряжению от) носятся глаголы на ть в инфинитиве, кроме глаголов брить, зиждиться, зыбиться (бреешьбреют, зиждется – зиждутся, зыблется), и следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать,а также производные от них. Глагол брезжить имеет разноспрягаемые формы брезжит брезжут. Остальные глаголы относятся к I спряжению (ср.: молоть– мелешь – мелют, сеять – сеешь – сеют).

При определении спряжения надо правильно соотносить интересующую форму с инфинитивом (прогонит от прогнать, прогоняет от прогонять).

Примечание 1. Глагол стелить употребляется только в неопределенной форме и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать(стелешьстелют).

Примечание 2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь и некоторые другие этого типа спрягаются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь выздоровеют, опостылеешь опостылеют, опротиветь опротивеют.

Примечание 3. Переходные глаголы с приставкой обез (обес-) спрягаются по II спряжению, а непереходные – по I спряжению. Ср.:

а) обессилить (кого-нибудь): обессилю обессилишь обессилят;

б) обессилеть (самому): обессилею обессилеешь обессилеют.

Соответствующие суффиксы инфинитива и -е- сохраняются в формах прошедшего времени. Ср.: Потеря крови обессилила раненого. Больная девочка обессилела.

Примечание 4. Различаются в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени совершенного вида те и повелительного наклонения -ите, например:выберете выберите, выйдете выйдите, выметете выметите, выпишете выпишите, вытрете вытрите, вышлете вышлите, крикнете крикните, стукнете стукните.

Примечание 5. Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива с сохранением той гласной, что была перед суффиксом инфинитива, и никак не зависит от принадлежности глагола к I или II спряжению, например: обидеть – обидел, слышать – слышал, сеять – сеял, обессилеть – обессилел, обессилить – обессилил.

Примечание 6. Необходимо обратить внимание на образование разговорных форм глаголов сыпать, трепать, щипать. В отличие от относящихся к I спряжению нейтральных форм сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют, разговорные формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпят (аналогично трепать и щипать) относятся к смешанному спряжению– все личные формы единственного числа и формы 1-го и 2-го лица множественного числа относятся к I спряжению а форма 3-го лица множественного числа – ко II спряжению.

§49. Употребление буквы ь в глагольных формах

Буква ь пишется:

1) в неопределенной форме глагола, например: умывать – умываться, беречь – беречься;

2) в окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени, например: купаешь – купаешься, возвратишь –возвратишься;

3) в повелительном наклонении после согласных, например: исправь – исправьте, спрячься – спрячьтесь (но: ляг – лягте);

4) в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука, например: вернусь, вернитесь, вернулись.

Примечание 1. Необходимо различать написание инфинитива глагола и формы 3-го лица настоящего и будущего времени. Ср.: трудно согнуться все согнутся. Он мне нравится— Скоро мне будет нравиться кататься на коньках. Для проверки можно использовать вопросы: что делать? что сделать? и что делают? что сделают? что делает? что сделает?

Примечание 2. У глаголов типа удаться (задаться, предаться, раздаться и др.) различаются формы инфинитива и 3-го лица единственного числа; ср.: это должно удаться это ему удастся.

§50. Суффиксы глаголов

1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы ва-, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, и суффиксы -ыва, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается на -ываю, -иваю.Например:

а) заведую – заведовать, заведовал; исповедую – исповедовать, исповедовал; проповедую – проповедовать, проповедовал; воюю – воевать, воевал; кочую – кочевать, кочевал;

б) закладываю закладывать, закладывал; разведываю разведывать, разведывал; настаиваю настаивать, настаивал.

Указанные глагольные суффиксы сохраняются в формах действительных причастий прошедшего времени; ср.: завед-ова-вш-ий (от завед-ова-ть),бесед-ова-вш-ийзаклад-ыва-вш-ий (от заклад-ыва-ть), подгляд-ыва-вш-ий.

1. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые ать, -ваю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса, например: залитьзаливать, заливаю; преодолетьпреодолевать, преодолеваю.

Исключения: застрять – застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю и некоторые другие.

2. В глаголах (о)деревенеть, (о)леденеть, (о)костенеть, (о)кровенеть, (о)-стекленеть, (о)столбенеть имеется составной суффикс -енеть.

ОТ ДАННЫХ ГЛАГОЛОВ ОБРАЗУЙТЕ ГЛАГОЛЫ 3-ГО ЛИЦА ЕДИНСТВЕННОГО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.ОБРАЗЕЦ:МАХАТЬ-МАШЕТ. КОЛЫХАТЬ,МУРЛЫКАТЬ,КЛИКАТЬ,ПОЛОСКАТЬ,СЫПАТЬ,ТРЕПАТЬ,ПЛАКАТЬ,КУДАХТАТЬ,ПЛЕСКАТЬ,ХЛЕСТАТЬ,ЩИПАТЬ,ДРЕМАТЬ.

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

колыхать-колышет , мурлыкать-мурлычет ,кликать-кликает , полоскать- поласкает ,

сыпать-сыпет ,трепать-треплет , плакать-плачет , кудахтать-кудахтает ,

плескать- плещет , хлестать- хлещет , щипать- щиплет , дремать- дремлет .

Контрольный тест «Глагол» (5 класс)

Столичный учебный центр
г. Москва

Контрольный тест по теме «Глагол» 5 класс

1. Глагол — это часть речи, которая обозначает:

1) действие предмета;

2) признак предмета;

2. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:

1) будете снимать 3) плыл

Другие публикации:  Косметические процедуры от целлюлита

2) надо укрепить 4 ) прочтёшь

3. Найдите глагол, который не употребляется в 1 лице ед.ч.

1) сыпать 3) смазывать

4. Укажите глагол II спряжения

1) сыграть 3) заигрывать

2) разыграть 4) держать

5. Найдите глагол, стоящий в форме настоящего времени:

1) разожгу 2) строить 3) кушаю 4) сжевал

6. В предложении глагол обычно бывает:

7. Укажите строку, во всех глаголах которой не с глаголами пишется слитно:

1) (не)здоровится, (не)достанет, (не)придет;

2) (не)побрился, (не)навидит, (не)хочет;

3) (не)взлюбил, (не)доумевает, (не)годует.

8. Укажите словосочетание, в состав которого входит глагол с -ться:

1) медленно плетет..ся;

2) радостно смеят..ся;

4) слегка колышит..ся.

9. Укажите ряд, все глаголы которого относятся к совершен­ному виду:

1) увидеть, убежать, застелить;

3) решить, решать, печатать.

10. Найдите в данном предложении глагол совершенного вида:

Он не мог равнодушно говорить об англомании своего соседа и

поминутно находил случай его критиковать.

1) не мог 2) находил 3) критиковать

4) говорить 5) нет таких глаголов

11. К какому спряжению относится глагол сердиться?

1) к первому спряжению

2) ко второму спряжению

12. Найдите глагол, в котором на месте пропуска следует написать букву И:

13. Найдите глагол, в котором на месте пропуска сле­дует написать букву е:

14. Найдите глагол в 3 лице мн.ч., в котором на месте пропуска следует написать букву а(я):

1) (они) терп..т 3) (они) целу,.т

2)(они) стел..т . 4) (они) напомина..т

15. Найдите глагол в 3 лице мн.ч., в котором на месте пропуска сле­дует написать букву у(ю):

1) (они) дыш..т 3) (они) довод..т

2) (они) включ..т 4) (они) танцу..т

16. Найдите ряд, в каждом слове которого в 3 лице ед. ч. на месте пропуска следует писать букву И

3) (он) пропада..т, нрав..тся

4) (он) пада..т, покрыва..т

17.Найдите словосочетание, в котором окончание глагола написано без ошибки:

1) пилем дрова 2) полят грядки

4) обидится на пустяк

18. В какой пословице употреблена неопределённая форма глагола?

1) Со счастьем хорошо и по грибы ходить.

2) У кого много дел впереди, тот назад не оглядывается.

19. Какие признаки глагола имеет неопределённая форма глагола?

20. В каких словах не пишется мягкий знак?

1) видиш. 2)пахуч. 3) съеш..4) береч.. .

21. В каком ряду все глаголы стоят в форме 2лица ед.ч.?

1) смеется, играешь, говорю

2)шутишь, ругаешь, бежишь

3)стоять, молчат, говоришь

Контрольный тест по теме «Глагол» 5 класс

1) по падежам и родам;

2) временам и числам;

3) лицам и падежам.

2. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:

1) покатиться 2) выходит 3)задали 4) будет смотреть

3. В предложении найдите глагол несовершенного вида:

Ася словно избегала меня, но уже не позволила себе ни одной из тех

шалостей, которые так удивили меня.

1) избегала 3) удивили

2) не позволила 4) нет таких глаголов

4. К какому спряжению относится глагол хватать?

1) к первому спряжению

2) ко второму спряжению

5. Найдите глагол, в котором сле­дует писать букву И:

1) налива..м 3)покупа..т

2) мысл..шь 4) меша..тся

6. Найдите глагол, в котором сле­дует писать букву Е:

1) прос..те 3) слыш.т

2) копа..шь 4)обид. шься

7. Найдите ряд, в каждом слове которого на месте пропуска следует писать букву а(я)

1) (они) участву..т, топ..т

3) (они) став..т, стел..т 4 ) (они) пада..т, топч..т

8. Найдите глагол, в котором следует писать букву у(ю):

9. Найдите словосочетание, в котором окончание глагола написано с ошибкой:

1) кружишься в вальсе

2 ) съедешь на картонке

3) служат родине

10. Найдите глагол 3 лица ед.ч., в котором следует писать букву И:

11. Найдите ряд, в каждом

слове которого на месте пропуска следует писать букву Е:

2) протягива..т, слыш..т

12. Укажите глагол II спряжения

1) играть 3) молоть

2) смотреть 4) сыграть

13. Найдите глагол, стоящий в форме настоящего времени:

1) разожгу 3) строить

2) кушаю 4) сжевал

14. В какой строке все глаголы пишутся раздельно с НЕ?

1) (не)говорить, (не)догнать,(не)домогать

2) (не)навидеть, (не)годовать, (не)здоровится

3) (не)накрывать, (не)смотреть, (не)любить

15. В какой строке все глаголы несовершенного вида?

1) Расправлять, загореть, требовать, закрыть;

2) расправлять, заплывать, читать, дышать.

16. Укажите номера предложений, в которых глагол стоит в форме 3-го лица и пишется с -тся:

1) Где-где только светят..ся узенькие окна.

2) Солдат приучают одеват..ся быстро.

3) Он желал светлым днём вполне налюбоват..ся.

17. В какой строке все глаголы относятся к I спряжению?

1) Леп..т, смотр..шь, завис..т, леч..м, держ..те;

2) просе..т, стел..шь, зелене..т, красне..те, ропщ..т.

18. В каких словах не пишется мягкий знак?

19. В каком ряду все слова стоят в неопределённой форме глагола?

1) смеётся, радуется, говорить, жаловаться

2) искать, стремиться, нервничать, беречь

20. В каком предложении употреблен глагол совершенного вида?

1) Во весь опор назад он скачет.

2) С середины неба глядит месяц.

3) Песни умолкли.

21. В каком ряду все глаголы стоят в форме 1 лица мн.ч.?

1)думаем, спорю, слушаться

2)рассуждают, бродит, хочу

3) идём, говорим, слышим

  • Елшина Лилия Сергеевна
  • 20595
  • 25.11.2015

Номер материала: ДВ-187919

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

  • 25.11.2015
  • 432
  • 25.11.2015
  • 888
  • 25.11.2015
  • 533
  • 25.11.2015
  • 5924
  • 25.11.2015
  • 443
  • 25.11.2015
  • 1210
  • 25.11.2015
  • 593

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.