Синдром отличника психология

Содержание:

Почему синдром отличника мешает жить или как перфекционисту научиться радоваться жизни

Почему синдром отличника мешает жить или как перфекционисту научиться радоваться жизни

С детства нас учат выполнять все поручения качественно, учиться на одни «пятерки», а еще успевать заниматься в кружках и секциях.

Родители с гордостью думают о своих детях, если те заслуживают похвалу учителей и приходят домой с хорошими оценками. Отличникам сулят блестящее будущее, но сбудутся ли эти прогнозы, когда ребенок подрастет?

Как синдром отличника проявляет себя во взрослой жизни?

В реальной жизни многие задачи куда сложнее тех, что нам доводилось решать в школе. Приходится много работать и больше успевать, учиться тайм-менеджменту, целеполаганию, эффективному поведению в обществе и чему угодно еще.

Люди, которые привыкли в школе сдавать все предметы на «пятерки», могут удивиться, что их сверстники куда более успешны в карьере, больше зарабатывают, строят крепкие семьи. Что не так со взрослыми отличниками? Здесь есть две основные причины.

Неподготовленность отличников к жизни в других условиях.

Известный факт, что сначала студент работает на зачетку, потом зачетка на студента. В такой ситуации многие заслужившие «статус» студенты и школьники расслабляются, надеясь на репутацию. И, по иронии судьбы, именно они оказываются наиболее неподготовленными к новым обстоятельствам. Таких людей не учили проигрывать, смиряться с ситуациями, когда просто невозможно прыгнуть выше своей головы. Дети же, которые получали отметки хуже, росли в менее благоприятных условиях, а потому во взрослой жизни быстрее научились добиваться успеха. Такие люди могут несмотря ни на что ставить цели и идти к ним. Отличникам же нужно создать тепличные условия, которые всячески помогут настроиться на учебу или работу. К сожалению, жизнь не всегда позволяет нам находиться в комфортных условиях для выполнения того, что было запланировано.

Уровень внутреннего сопротивления.

Проблема кроется в завышенных требованиях к себе, окружающим, собственной жизни. Обладая признанными реальными талантами, человек с синдромом отличника может в итоге с большим трудом достигать поставленной цели, поскольку его уровень требовательности к себе, а также страхи не оправдать ожиданий, оказаться хуже других, встают на пути его действий. В то время, как среднестатистический человек уже бы начал действовать и получать результаты (пусть и незначительные), «отличник» будет анализировать происходящее и справляться с внутренними барьерами.

Почему синдром отличника мешает и взрослым?

Потому что эти люди не принимают промежуточный результат, которого бы в принципе хватило для выполнения поставленной задачи. Они пытаются действовать как перфекционисты, делать все или отлично, или никак. Плюс всегда ждут одобрение окружающих. И на фоне этого забывают о сроках, количестве других дел.

Как справиться с этим? Иногда нужно просто выполнить задание, не пытаясь «прыгнуть выше головы», сдать проект в назначенный срок, даже если работа выполнена не так идеально, как бы вам того хотелось. Синдром отличника у взрослых мешает прежде всего им самим. Окружающие могут поначалу думать, что человек любит свою работу и хочет приложить максимум усилий для достижения выдающихся результатов. На деле же стремление быть лучшими, получать признание со стороны окружающих, у отличников заложено с детства. Они подсознательно понимают, что без выполнения задания их никто не станет хвалить, ведь они не заслужили. Такой подход особенно губительно действует на психику в современном обществе, когда темп жизни слишком быстрый, а потому делать все идеально могут только единицы.

Синдром отличника также не позволяет взрослому человеку воспринимать реальность адекватно. На подсознательном уровне он думает, что должен заслужить похвалу и любовь окружающих. Если не сделать какое-то дело на отлично, то никто не будет любить и хвалить. Зачастую дети становятся отличниками в школе из-за желания или необходимости угодить родителям. То есть, вместо получения удовольствия от процесса изучения какого-то предмета, развития своих талантов и навыков многие просто зубрили предметы, были ограничены в свободном времени и интересном досуге. Если такое будет и в жизни взрослого человека, то он почти наверняка столкнется с целым перечнем психологических проблем, и будет чувствовать себя несчастным, даже если у него все неплохо в жизни.

Как избавиться от синдрома отличника: 5 этапов

Подумайте о пользе желания зарабатывать похвалу и поощрение.

Возможно, включать синдром отличника не помешает на работе, но в личной жизни поведение перфекциониста почти всегда вредит отношениям. Проанализируйте свою жизнь и выделите те аспекты, где желание делать все идеально неприменимо и может раздражать окружающих вас людей.

Поймите, что никто не идеален, в том числе и вы.

Это поможет понять, что себя нужно прощать, любить и принимать. Другие люди также совершают ошибки, что не мешает им строить успешную карьеру, зарабатывать деньги и развивать отношения внутри семьи.

Осознайте, что идеал все равно будут недостижим.

А потому иногда стоит проявить готовность идти на компромисс. Если вы не знаете, как избавиться от синдрома отличника, то этот пункт должен вас отрезвить. Если перед вами важный проект, не старайтесь довести до идеала каждый его пункт уже на этапе черновой работы с ним, не зацикливайтесь на первой же задаче. Дайте себе возможность распределять силы и время и, в случае чего, вернуться к первым задачам.

Научитесь расставлять приоритеты.

Каждый раз, когда вы вновь хотите приготовить идеальный ужин в честь торжества подумайте над тем, а что чувствуют в этот момент близкие люди? Детям может не хватать матери, пока она будет стремиться испечь идеальный авторский торт. Она готова даже повышать голос, но не успокоится, пока все не будет готово. Что для вас важнее – торт или семейные отношения? Примеры подобного рода всегда встречаются в жизни перфекционистов и отличников, которые хотят зарабатывать дополнительные баллы в глазах окружающих, но при этом игнорируют действительно важные моменты в своей жизни.

Говорите с близкими людьми.

Вы все равно не сможете преуспеть везде, если будете стараться выполнять любую работу идеально. Как правило, страдает близкий круг, то есть отношения с людьми. Если вы понимаете, что синдром отличника мешает жить и развиваться, быть счастливым человеком, то первым шагом может стать налаживание отношений с теми, которые для вас действительно дорог. Это куда важнее любых «пятерок» и похвалы нынешних «учителей».

Синдром отличника: как помочь ребенку?

Пресловутым синдромом отличника страдают не только отличники и хорошисты. Желание быть лучшим и демонстрировать только позитивные результаты учебы может быть в равной степени присуще и закоренелым троечниками. Педагоги объясняют этот парадокс тем, что страх получить плохую оценку в школе или услышать о себе негативный отзыв заставляют детей активнее включаться в «гонку» школьных достижений.

Как формируется «синдром отличника»?

Стремление ребенка «всегда быть на высоте» и демонстрировать окружающим свою успешность зачастую является проявлением его глубокой неуверенности в себе. Причины этой неуверенности могут быть самыми разными. Обычно это комплексы по поводу своей внешности, отсутствия друзей, недостаточно высокого, по мнению ребенка, статуса семьи. Ребенок также может полагать, что родители недостаточно его любят. В этом случае стремление получать хорошие оценки может стать способом привлечь к себе внимание взрослых и доказать им свою значимость.

Нередко дети становятся продолжением амбиций своих родителей. Многие из них считают, для того чтобы сын или дочь чего-то достигли в жизни, нужно полностью посвятить себя ребенку. Детские психологи давно доказали факт, что поведенческие и психологические проблемы детей являются отражением внутренних установок их родителей и тех моделей поведения, которые приняты в семье. Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника». При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну».

Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией. Ведь быть всегда лучшим – это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни. У них возникают проблемы в общении со сверстниками.

Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться. Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу.

О том, как правильно выполнять домашнее задание, родители и дети узнают, посмотрев очередной видеоурок на портале «Я–родитель». Советы дает детский психолог Екатерина Цуканова.

Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?

Хорошая успеваемость в школе – это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы – это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога.

Портал «Я–родитель» дает пять рекомендаций родителям, которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника.

1. Умерьте свои амбиции

Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого – тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка». А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада – успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе!

2. Воспитывайте правильное отношение к оценкам

Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике.

Другие публикации:  Как определить коклюш у ребенка по анализу крови

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми. Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке. Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу.

4. Дайте право на ошибку

Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, – значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни. Объясните своему чаду, что у него есть право ошибаться. Осознание этого поможет ему преодолеть страх сказать или сделать что-то неправильно.

5. Развивайте у детей чувство юмора

Детям, которые очень остро реагируют на мнение других людей, стоит напоминать, что они не обязаны быть идеальными в глазах окружающих. Постарайтесь развить у ребенка чувство юмора. Оптимист легче переживает жизненные невзгоды, лучше сходится со сверстниками и пользуется у них популярностью.

Надежда Малинкина

Пройдите тест на портале «Я–родитель» и узнайте, понимаете ли вы своего ребенка.

Синдром отличника (перфекционизм): что это и как с ним бороться

Психологи определяют синдром отличника или перфекционизм как психическое состояние, при котором человек, ставя себе заведомо высокие цели, всячески стремится добиться их, при этом стараясь выполнить поставленную задачу идеально, на «пять с плюсом», но забывая порой об остальных жизненных аспектах — таких, как развлечения, отдых, еда и общение.

Цель становится для человека некой идеей фикс, и если она не достигнута или достигнута, но не в полной мере, возникают подавленность, стрессы и депрессии, что в тяжёлых случаях может привести к психическим расстройствам.

Возникновению черты характера под названием «синдром отличника» (он же — «синдром отличницы») подвержены, прежде всего, дети, так как психика ребёнка ещё не окончательно сформирована. Возникает он, как правило, вследствие неправильного воспитания. Некоторые родители возлагают на своё чадо все те надежды, которые в своё время не сумели реализовать сами. Ребёнок же, стараясь всячески угодить родителям и заслужить их одобрение, ставит для себя цель — добиться наилучшего результата любыми способами.

Также перфекционизм часто проявляется у людей с заниженной самооценкой. Такие люди стараются доказать всем, особенно самим себе, что способны сделать что-то лучше всех.

История из жизни

Вжавшись всем телом в ученический стул, Маша принялась яростно царапать его края. Учитель математики Марья Ивановна вслух озвучивала оценки за прошедшую контрольную. Маша была уверена в том, что все задания выполнила правильно, но что-то внутри не давало ей покоя.

Мишка Григоров опять получил двойку — ничего удивительного! Этот мальчишка никогда не отличался особым интеллектом. Однако, кажется, его совсем не задело известие о неудовлетворительной оценке — этого Маша не могла понять, ведь сама всегда старалась всё делать исключительно на отлично.

Аня Виноградова — её ближайший конкурент — получила пять с минусом. «Как это должно быть унизительно, — подумала Маша, — осознавать собственные недоработки!» Внезапно Марья Ивановна назвала её имя и замолчала, с улыбкой поглядев на Машу.
— Маша Кузнецова, — говорила она, — стабильно показывает высокие результаты. Молодец! Всем стоит брать с неё пример. Но на этот раз я решила поставить оценку четыре.

Маша ощутила, как кровь внезапно прилила к её щекам:
— Но почему?! — в сердцах воскликнула она.
— Ты не совсем правильно округлила результат, и он не сошёлся с моим.
— Но разве это можно считать ошибкой? — продолжала спорить Маша. В её груди всё кипело от негодования.
— Успокойся, Машенька, я ведь поставила тебе хорошую оценку, — недоумевала Марья Ивановна, — твёрдую четвёрку.
— Но я не могу получить четвёрку! Мне нужны только пятёрки!

Класс затих. Поражённые, все смотрели на Машу. Никто не мог понять, почему это так важно для неё. Только Марья Ивановна, будучи тонким педагогом, сразу же определила, что девочка страдает так называемым «синдромом отличницы» или психологической чертой, которая называется перфекционизм.

Интересное видео про синдром отличника:

Что делать с этой чертой характера?

Избавляться от перфекционизма необходимо, ведь личность никогда не станет гармоничной и цельной при таком высоком уровне притязания к себе. Большая роль в профилактике синдрома отличницы возлагается на родителей.

В первую очередь, они должны показать ребёнку, что любят и принимают его таким, какой он есть, и не важно, получил он сегодня пятёрку в школе или нет. Важно дать ребёнку понять, что ценны только приобретённые им знания, а не их оценка, которая, кстати говоря, не всегда адекватно отражает имеющийся у ребёнка уровень обученности.

Антонина, г. Новосибирск

Комментарий психолога:

Конечно же, синдрому отличника подвержены далеко не только дети. Ведь они вырастают и становятся взрослыми людьми, а их стремление получать только пятерки трансформируется в желание делать все, чем они занимаются, не просто хорошо, а безупречно. Такое свойство характера у взрослых людей называется перфекционизмом.

Чем же вреден перфекционизм? В первую очередь — тем, что человек, у которого есть эта особенность, просто не готов принять тот факт, что не все в этой жизни можно сделать безупречно. А если и можно, то на это уйдет настолько много времени и сил, что, скорее всего, овчинка выделки не стоит.

В результате такой человек будет, например, сутками корпеть над отчетом, выверяя его до последней (и никому, кроме него, неважной) запятой. Вместо того, чтобы посвятить это драгоценное время общению с любимыми людьми или же просто банальному сну.

Естественно, что такое отношение к тому, что делает подобный человек, он переносит и на общение с другими людьми. Если он сам делает свою работу безупречно (или всячески стремится к этому), то и другие люди должны поступать подобным же образом. Если же они так не считают, то перфекционист может проявлять к ним выраженную нетерпимость. Когда он становится начальником, его подчиненным не позавидуешь.

Причины перфекционизма

Почему же человек с синдромом отличника становится таким, каков он есть? На это есть две основные причины, и обе они кроются в стилях родительского воспитания.

Причина первая — та, о которой рассказала Антонина выше. Это такой стиль воспитания, при котором родители не очень готовы видеть своих детей как самостоятельную личность со своими желаниями и устремлениями. Подчас они рассматриваются родителями как некое продолжение себя. И это продолжение должно достичь тех высот, которые не были достигнуты одним (или даже обоими) из родителей.

Часто эти желания могут даже не осознаваться взрослыми людьми, и все эти процессы происходят бессознательно: «я же хотела, чтобы мой ребенок был самым лучшим, особенным!»

в воспитании детей с Ланнистера не стоит брать пример

Яркий пример такого стиля воспитания, развивающее в человеке перфекционизм, можно увидеть в популярном сериале «Игра престолов». (Внимание: спойлеры!) Тайвин Ланнистер, глава клана Ланнистеров, двигает своих детей как пешки на шахматном поле, заставляя исполнять свои указания: Серсея должна выйти замуж за такого-то человека, чтобы укрепить власть семьи, Джейме должен охранять короля, а карлик Тирион, и вовсе ненавидимый отцом, утверждается на презираемый, хоть и важный, пост министра финансов. Их возражения в расчет не принимаются, а любое решение главы семейства подается с идеей «всё это я делаю для блага семьи», которое «превыше всего».

Конечно, это крайний пример, но он очень показателен.

Второй тип воспитания, вызывающий перфекционизм, можно обозначить как сочетание высокой критичности одного или обоих родителей с отсутствием похвалы. Иными словами, у такого ребенка буквально нет права на ошибку: если он все сделает идеально, то ему просто «ничего не будет», но если он где-то допустит ошибку, это станет настоящей катастрофой. В этом случае он получит просто непереносимую дозу родительской критики и суровое наказание.

В такой ситуации ребенок бессознательно выбирает стратегию, когда он принимает решение все делать идеально: тогда, как он думает, он сможет обезопасить себя от нападок. Когда такой ребенок вырастает, то подобное отношение к родителям автоматически переносится на школу, а затем и на работу. Часто и начальники у него подбираются, похожие на критичных родителей.

В какой-то момент из-за невозможности все сделать идеально у такого человека наступает срыв, с которым он приходит к психологу: в этот момент и для него самого становится понятным, что с этим синдромом нужно что-то делать…

Что делать?

Как избавиться от перфекционизма? Можно ли как-то предупредить такое развитие событий? Можно, если научиться заботиться о себе и грамотно рассчитывать свои силы и реальные возможности перед тем, как браться за новые проекты.

Возможно, в детстве от того, чтобы сделать дело идеально, действительно очень много зависело. Зато теперь, во взрослой жизни, можно научиться критически оценивать свой перфекционизм и понять, что иногда дело достаточно сделать просто хорошо, и этого хватит с верхом.

Комплекс (синдром) отличника

Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил.
И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

Будущий носитель комплекса (или синдрома) отличника, идя в первый класс, обычно получает извне программу: «Нет оценки, кроме пятёрки. Всё остальное – не оценка». Причины такого программирования могут быть разные, но в итоге ребёнок оказывается в ловушке бинарной двухбалльной системы: либо высшая оценка, либо… ноль. Не двойка, не кол даже, а ноль! Во всяком случае, именно нулём себя в итоге ощущает ребёнок, живущий в рамках такой программы и принёсший из школы что-то меньше пятёрки. Потому что для его «программистов» это априори значит – старался плохо, учил мало, знания показал с дефектом, с трещинкой, со сколом. Отношение, по сути, как к посуде: либо чашка целая – либо треснутая, надбитая, гостям подавать неудобно.

Здесь, наверное, можно гипотетически упомянуть одну из причин подобного программирования: ребёнка планируют «подавать гостям», как-то демонстрировать, гордиться его успехами. А понятие успеха довольно однозначно: либо пятёрка, либо… опять же ноль. Потому что не-пятёрками гордиться нельзя. Неудобно. Всегда может найтись другой претендент на гордость, чей ребёнок получил-таки пятёрку. Значит, нужно требовать, чтобы собственный ребёнок больше старался! И не вздумал позорить родителей не-отличными оценками.

Другие публикации:  Восстановительное лечение после пневмонии

Но подобное программирование – не вина «программистов», а их собственная большая беда, передаваемая сценарно уже не одно поколение. Ещё в 1947 году вышел известный до сих пор фильм «Первоклассница». Один из эпизодов этого фильма – героиня, первоклассница Маруся, приходит домой с первой школьной отметкой.

— А ещё какие новости? – спрашивает ее бабушка.
— Очень хорошие, – радостно сообщает Маруся. – Я отметку получила!
— Какую?
— Четвёрку!
Бабушка разворачивается и уходит.
— Бабушка! Что ж ты не радуешься? Ведь четвёрка – очень близко к пятёрке!
— Хмм, — говорит бабушка. – Ну, не очень.

Мало того, что бабушка не разделяет радости внучки по поводу первой оценки как таковой, но ещё и сообщает, что внучке до пятёрки – то есть до момента, когда бабушка будет ею довольна – ещё очень-очень далеко.

Вообще система «брать на себя заведомо невыполнимые обязательства», вроде «пятилетки в три года», сопровождала советскую действительность изначально: вместе с идеей «воспитать совершенно другого человека, человека новой формации» вопреки всем законам логики, физиологии и пирамиды Маслоу. Но как бы то ни было, бинарная система «либо пятёрка, либо ноль» присутствует во внутренней цензуре уже которого поколения людей, передаваясь на уровне жизненного сценария.

По логике, требование постоянно получать только отличные оценки – фактически невыполнимо. В конце концов, бывают разные дети со склонностью к разным предметам, разные личностные свойства этих детей, да в конце концов – разное состояние здоровья у одного и того же ребёнка! Однако установки цензуры тем и страшны, что не используют логики. А изначальная невыполнимость взятых на себя обязательство провоцирует ещё одну сценарную связку: «мы были должны сделать нечто – мы этого сделать не смогли – но мы должны были смочь – тогда наши дети должны сделать это за нас». То есть при наличии в жизненном сценарии тех или иных заведомо невыполнимых задач прессинг подобного долженствования усиливается с каждым новым поколением и с каждым новым витком этого сценария. И таким образом как снежный ком растёт сценарно передающийся невроз.

Часто родители говорят, что сами в учёбе были отличниками, и вроде бы закономерно требуют того же от своих детей. Но при этом, осознанно или бессознательно, не учитывают некоторых факторов:
— показывая аттестат с круглыми пятёрками или красный диплом, они закономерно умалчивают, какие оценки получали в процессе текущей учёбы, от детей же требуют пятёрок ежедневно;
— забывают про то, что с годами программа усложняется, количество требований к детям растёт, и порой сами дети физически не успевают за этими усложнениями;
— и наконец, родители, говорящие «мы были отличниками — и ты должен», сами все ещё остаются в бинарной системе «5-0» и туда же загоняют собственных детей.

Итак, ребёнок с подобной программой начинает учиться в школе. А дальше, как правило, ситуация развивается примерно по двум вариантам:
— либо ученик понимает, что условия этой программы невыполнимы – и даёт реакцию «вообще не хочу учиться»;
— либо он принимает эти условия дорогой для себя ценой, так как понимает, что иначе ему не видать родительских поглаживаний. Поглаживания, одобрение, выражение родительской любви он теперь может получить только за пятёрки.
И во втором варианте обычно развивается настоящий аддиктивный невроз, или невроз зависимости: ребёнок начинает зависеть от отличных оценок и стремится делать всё только в критериях «поставят ли мне за это очередную пятёрку». О том, чтобы получить что-то ниже пятёрки – он даже помыслить не может. Потому что это очень страшно.

Учителя нередко сталкиваются с парадоксальными реакциями на четвёрку – оценку «хорошо». Ученики подходят после уроков и буквально умоляют спросить ещё, спросить завтра, спросить когда угодно, только не ставить «четыре» ни в дневник, ни в журнал. Говорят, что их дома будут ругать родители. Но в реальности, если программа «5-0» уже начала действовать и принята внутренней цензурой ребёнка – можно наблюдать вариант так называемой контаминации (заражения) субличности внутреннего Родителя: проще говоря, дома ребёнка вполне могут пристыдить за четвёрку (плохо старался), но пока он до этого дома дойдёт – он сам (точнее, его внутренняя заражённая цензура) уже сгложет себя до самых косточек: потому что не вытянул на пять. А если не вытянул – то в его уже внутренней бинарной парадигме он – ноль. Ничтожество.

Один раз – ноль, два – ноль, три – ноль… со временем это вполне может превратиться в синдром самозванца. Особенно если приправляется родительским «Ты ничего толком делать не можешь, даже учиться на пятёрки!»

Увы, с точки зрения многих родителей школьная программа, особенно в начальной школе – элементарна и совсем не требует усилий. Ну что за сложность, например, выучить таблицу умножения или написать букву «А»? И если ребёнок по «таким лёгким предметам» приносит что-то ниже пятёрки – родители реально считают, что их отпрыск лоботряс и лодырь, и вместо работы на уроках считал ворон. А учительница потом будет им недовольна, и вызовет в школу родителей, и будет их ругать.

Вот, кстати, ещё одна из возможных причин, по которым ребёнка программируют «либо пятёрка, либо ты ничтожество». Ребёнку фактически передают свой личный страх: «Если он будет плохо учиться, в школе будут ругать нас, родителей». Вполне вероятно, что у таких родителей есть тот же синдром отличника (передающийся на уровне жизненного сценария), и представить, что их вызовут в школу и сделают внушение за плохую учёбу их ребёнка –один из их личных кошмаров. Поэтому ребёнка нужно жучить и дрючить, щедро делясь с ним своим неврозом, но чтобы было как можно меньше шансов, что их самих отругает учительница.

Основная сложность комплекса отличника – по сути в том, что ребёнок, вырастая, во всей остальной жизни, не только в школе, начинает зависеть от пятёрок. Точнее – испытывать постоянный страх «не отличной оценки».

Такой человек не может взяться ни за одно дело, если не уверен, что результат получится «на отлично». А уверенным в этом быть сложно, особенно когда дело происходит уже вне школы и критериев качества может быть много, как объективных, так и субъективных. И нельзя сказать, что такой человек «непременно хочет именно пятёрку». Скорее он панически боится получить «не пятёрку». Потому что это – ноль. И страх в очередной раз убедиться в собственном ничтожестве мешает ему в принципе что-либо делать.

Человек с синдромом отличника не станет заниматься никаким бизнесом, потому что это риски и неоднозначные ситуации, и здесь подавно сложно надеяться только на отличные оценки.

А ещё человек с синдромом отличника – парадокс! – часто боится изучать что-то новое: любое изучение нового закономерно связано с ошибками, а права на ошибку у него давно нет. Ведь любая ошибка – это уже не пятёрка.

Он в общем боится как-то самостоятельно строить свою жизнь и управлять ею, вообще боится ситуаций, когда ему нужно принимать самостоятельные решения: а вдруг решит неправильно? Ведь у него нет чётких выданных сверху критериев этой правильности, а точнее – критериев того, что и как он должен делать, чтобы в очередной раз заработать отличную оценку. Можно сказать, что люди с синдромом отличника – вечные подчинённые, рабы этих самых внешних критериев: и в качестве ещё одной смелой гипотезы – не потому ли уже какое поколение идёт некая внешняя подпитка этого сценария, что подчинённые более выгодны иерархической системе, и ими намного легче манипулировать, просто пригрозив в случае чего «снизить оценку на балл».

Более того, даже если человек делает какие-то попытки отойти от системы внешних критериев – его внутренняя контаминированная цензура затягивает его обратно, буквально заставляя искать новых и новых внешних оценщиков. Потому что только они якобы имеют право выставлять человеку оценки: например, от понятия «самооценка» носителю синдрома отличника может стать буквально физически плохо. Как это – самому себя оценивать, это же невозможно, так не бывает.

Причём эти страхи присутствуют даже тогда, когда в каких-то задачах формально у человека нет внешнего оценщика. Зато всегда есть внутренний: тот самый заражённый извне внутренний Родитель, которого человек постоянно носит с собой. И соответственно, везде имеет личного карманного цензора, который берётся оценивать все его дела.

Комплекс отличника, кстати, можно назвать одной из разновидностей перфекционизма и одной из причин прокрастинации.

При синдроме отличника человек и в школьные годы, и после окончания учёбы обычно имеет проблемы с адаптацией в окружающем социуме. В классе, да и в любом социуме, как правило, отличников недолюбливают: точнее – недолюбливают тех, кто стремится к пятёркам во что бы то ни стало. Иногда со стороны кажется, что такой ученик стремится выделиться на фоне остальных; но этим остальным обычно невдомёк, что несчастный пытается в очередной раз спастись от страха «оказаться нулём».

Вообще зависимость от пятёрок, как и любая зависимость, имеет общий деструктивный характер для самого зависимого: у такого ученика страдает здоровье (потому что все ресурсы брошены на достижение отличных оценок), он банально перегружен (ведь такой отличник обычно не только в школе обязан получать пятёрки, ему приходится радовать родителей своими достижениями ещё в разных кружках и секциях, а поступать планировать непременно в престижное учебное заведение). На фоне банального недосыпа и накапливающейся хронической усталости страхи «не получить пятёрку» ещё усиливаются, и ситуация не то чтобы ходит по кругу, а скорее скручивается в тугую спираль.

Плюс к тому комплекс отличника часто сопровождается прессингом со стороны родителей и прародителей: «Не смей нас позорить! Нам за тебя будет стыдно!» Ещё страшнее, если ребёнка постоянно извещают, что в результате любого его промаха и любой «не пятёрки» у кого-то из близких поднимется давление, заболит сердце, случится инсульт и так далее. Чувство вины – прекрасное средство манипулирования, причём довольно травмирующее. Ребёнок в результате ощущает себя буквально как на минном поле, когда один неверный шаг – и он взорвётся: но пусть лучше взорвётся он, чем пострадают дорогие ему люди. Фактически ребёнка делают реальным заложником проблем взрослых. А то, что он в полной мере зарабатывает свой собственный невроз (или фактически наследует уже имеющийся) – он на этом этапе, к сожалению или к счастью, пока не осознаёт.

Другие публикации:  Папилломавируса человека лечение

Обычно в финале статей о тех или иных психотерапевтических проблемах ожидаются выводы/итоги/предложения на тему «что теперь с этими проблемами делать».

Здесь заметим прежде всего, что в данной статье не идёт речь о том, что комплекс отличника – это прямо-таки плохо-плохо (как, вероятно, мог бы прочитать тот или иной носитель комплекса отличника). Если человеку в этих рамках – можно даже сказать, в этих жизненных опорах – комфортно, то нет никакого смысла у него эти опоры отнимать. Есть много людей, испытывающих удовлетворение от того, что им заранее известны те критерии и требования, по которым их будут проверять и в соответствии с которыми им будет ставиться оценка. Если эта оценка непременно должна быть отличной, и это до поры до времени тоже не напрягает – такого человека можно назвать в какой-то мере амбициозным, имеющим свои высокие цели. Если ему удобно живётся в этой системе – его право ничего не менять. И ни у кого нет права подталкивать его к изменениям.

Если же самому человеку система «5-0» становится в тягость, если он подумывает о том, как бы из этого беличьего колеса выскочить – то ему прежде всего важно узнать, что это возможно. Но что это связано с анализом и собственным осознанием всего того, что с ним происходит. С системным изучением всей той ситуации, в которой он находится. И что для такого анализа, особенно системного, понадобится помощник – психотерапевт, главное условие работы которого – безоценочность. Последнее крайне важно хотя бы потому, что любой оценочный подход в работе с комплексом отличника автоматически провоцирует вместо старых оценщиков обзавестись новым – в лице психотерапевта. И таким образом закономерно остаться в старой бинарной парадигме.

И ещё важно предупредить, что выход из старых жизненных критериев и построение новых – это сложно. Это тяжело и больно иногда. Потому что фактически всё создаётся заново: цензурные шаблоны, реакции и восприятия, системообразующие установки. Можно сказать, что по сути строится новая жизнь. Но есть одно важное «но»: человек в процессе консультативной, безоценочной психотерапии эту новую жизнь обучается строить для себя сам. И прежде всего постепенно формирует личную независимость от каких-либо оценщиков, которые угрожают «не поставить ему пятёрку, если он перестанет слушаться». Эти страхи постепенно перестают быть актуальными: потому что в новой системе образуются иные, более многозначные, логически обоснованные и небинарные критерии «правильности, полноты и качества» знаний, умений и достижений.

Синдром отличника психология

«Лучший ученик», чей портрет не покидает доску почета, «звезда школы», обласканная похвалами учителей, «всем пример» — идеальные роли учебного сценария или тяжкое бремя?

Часто спутником высоких достижений является синдром отличника — психологическая особенность, заставляющая человека во всем достигать только отличных результатов.


Хрестоматийно успешные дети — не всегда беспроблемные дети. — Источник

Увлеченный учебой, выделяющийся среди сверстников по всем показателям ребёнок, из дневника которого так и сыпятся пятёрки. Полки с блестящими кубками и аккуратными стопками благодарностей и дипломов высшей степени. Идиллическая картина, если желание достигнуть высоких результатов имеет разумные пределы.

Тревожные «звоночки»

По ним можно отличить нормальное стремление ребенка к успеху от угрожающего его благополучию синдрома отличника:

  1. Зависимость самооценки от мнения окружающих. Хвалят — появляется чрезмерная самоуверенность, критикуют — уверенность в собственных силах падает.
  2. Желание добиться высоких отметок любыми способами, иногда — нечестными.
  3. Уязвленность чужими успехами, неумение проигрывать. Провалы соперников подпитывают, придают уверенности в собственном превосходстве. Завышенные требования к окружающим.
  4. Болезненная ранимость. Если очередной триумф остался незамеченным, возникают горечь и обида.
  5. Неспособность справиться с трудностями. Стремление к максимальному баллу вызывает обратный эффект: страх допустить ошибку заставляет опустить руки.
  6. Неумение расставлять приоритеты, стремление быть лучшим всегда и везде.
  7. Гиперответственность. Чувство вины за неудачу.


Постоянная напряженность приводит к неспособности сосредоточиться. — Источник

Синдром отличника может спровоцировать ряд проблем:

  • невозможность насладиться процессом учебы, овладения знаниями, поскольку интересует лишь результат,
  • заучивание вместо глубинного понимания, отсутствие креативности,
  • застопоривание на нюансах. Неумение мыслить абстрактно, видеть общую картину задания, ситуации,
  • попытки нейтрализовать соперников, порой противоречащими моральным ценностям способами,
  • нежелание и неумение поддерживать дружеские отношения, так как главным приоритетом являются собственные достижения. Крайность — ухудшение отношений со сверстниками до состояния холодной войны, превращение в объект травли,
  • опустошающая эмоциональная нестабильность. Плач навзрыд от огорчения и истерический смех от радости. И, напротив, скудность эмоций, заторможенность. Такой дефицит проявления чувств даже опаснее, чем его излишек,
  • отчаяние в случае проигрыша без попытки провести анализ причин неудач.


Неудачи чреваты нервными расстройствами. — Источник

Как помочь ребенку, оказавшемуся во власти синдрома отличника

Для начала необходимо выяснить причины его появления. Возможны две ситуации.

Первая ситуация. Ребенок, стремящийся к высоким достижениям в силу природных особенностей, плюс нехватка внимания близких людей.

Недостаток обратной связи и проявления любви побуждает ребенка заслужить внимание и одобрение взрослых. В первую очередь — родителей. Отличными оценками он безотчетно добивается попадания в поле зрения важных людей.

В таком случае терапевтический эффект окажет открытое выражение взрослым своих чувств. Например, можно чаще обниматься. Человеку нужно 4 объятия в день для выживания. И 8 объятий — для здоровья и хорошего самочувствия. Обнимайтесь бессчетное количество раз. Столько, сколько потребуется. Слушайте. Это так просто и так важно!


Замеченный и услышанный ребенок неуязвим. — Источник

Говорите ребенку о его нужности и ценности самого по себе, и без регалий победителя. Интересуйтесь происходящим в его жизни. Проводите вместе свободное время. Выезжайте всей семьей на пикники и в походы, играйте в настольные игры.

Напоминайте о необходимости смены деятельности, общения с друзьями, хобби. Поощряйте у слишком зацикленного на учебе ребенка отвлечение.

Запишите ребенка в спортивные секции и творческие клубы.

Объясните, что поражение не менее важно, чем победа. Это стимул для дальнейшего развития, поиска новых путей, оправданного риска. Возможность обнаружения своих слабых сторон, и сильных сторон соперника, у которого можно чему-то научиться.

Покажите на чьей вы стороне в отношениях со школой и учителями. «Я всегда буду за тебя. Я всегда буду за тобой».

Хвалите за скромные успехи и оказывайте поддержку при неудаче в серьезных начинаниях. Сравнивайте не с другими детьми, а с самим собой вчерашним.

Вторая ситуация. Ребенок, способный на высокие достижения, плюс чрезмерно требовательные родители.

Патологическое стремление быть номером один невольно может быть вызвано родителями, ориентированными на блестящую учебную деятельность чада. Ребенок остро чувствует их установку и трактует ее как «меня любят за то, что лучший», «родители довольны, только когда оправдываю ожидания», «нужно быть лучшей версией себя». Ценой неимоверных усилий он пытается заслужить и поддержать любовь и одобрение.

Дифирамбы от учителей, полная коллекция наград и знаков отличия, единственная разновидность оценок в дневнике — «пятерки». И оборотная сторона медали — утраченные ребенком эмоциональная устойчивость, жизнерадостность, способность принимать результаты своей деятельности и извлекать из них стратегически важные уроки.

Часто из-за беспокойства родителей по поводу успехов ребенка между ними рушатся отношения, происходит разъединение. Заветные пятерки могут лишить доверительных отношений с дочерью, сдача ЕГЭ на максимальный балл — отдалить сына.

Примеры деструктивных установок родителя

  • Запрещено! Получать любую оценку, кроме пятерки. Не быть отличником по всем предметам.
  • Успехи в учебе, достигнутые в результате давления, идут на пользу.
  • Уроки всегда на первом месте.


Нужно учиться еще лучше! — Источник

  • «Пять с минусом» — плохая оценка.
  • Медаль должна быть. И обязательно — золотая.
  • Необходимо на две головы опережать одноклассников.

Позволительно иногда быть вторым и третьим

Бесспорно, каждый родитель действует во благо. И трудно смириться с мыслью, что ребенка ждет лишь скамейка запасных. Но куда страшнее значительное превышение груза ответственности над допустимой величиной, бесконечные испытания характера на излом. Необходимость всюду быть на голову выше — сеанс одновременной игры на нескольких досках. И ребенок может не защитить титул гроссмейстера.

Проанализируйте, не слишком ли «заорганизована» жизнь вашего ребенка. У него обязательно должно быть время, не занятое ничем. Это время для аккумуляции сил, восполнения умственных и физических резервов, и просто для радостей жизни.

Лучше сосредоточить внимание на ребенке, а не на его регалиях. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь возникновения отвращения к учебе. Не позволяйте вызовам жизни встать между вами. Экзамены, аттестации, олимпиады останутся вскоре лишь воспоминанием. Пусть в этот список никогда не войдут близость, доверие, дружба между вами и ребенком.

Жизнь с синдромом отличника

Дети вырастают, синдром отличника превращается в перфекционизм. Для перфекциониста приемлемы только идеальные результаты. Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ:

  • впечатляющая работоспособность и высокая мотивация,
  • настойчивость, целеустремленность и сила воли,
  • раскрытие в полной мере талантов и дарований,
  • трудолюбие и стремление к совершенству, без которого невозможны инновации и достижения в науке.


Важно научить ребенка соблюдать баланс между стремлением к успеху и другими аспектами полноценной жизни. — Источник

В наших силах помочь детям и состояться, и быть счастливыми. Наслаждаться и каждым этапом пути, и прибытием в пункт назначения первым. Понимать: поражение сейчас — не окончательное фиаско, а опыт, альтернативный вариант развития событий. Позволить себе не бежать чужие марафоны. Побеждать там, где это действительно необходимо. Не вступая в сумасшедшую гонку за первенство во всем. Не платя за успех непомерную цену.