Синдром нарушение внимания

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков

Оглавление

  1. История вопроса
  2. Эпидемиология СНВГ
  3. Этиология и патогенез заболевания

3.1. Генетические механизмы возникновения СНВГ

3.2. Перинатальные факторы

3.3. Нейроанатомические факторы

3.4. Эволюционные факторы (факторы развития)

3.5. Нейрохимические основы патогенеза СНВГ

3.6. Теория программирования действий в патогенезе СНВГ

3.7. Роль других биологических факторов в генезе СНВГ

3.8. Роль психологических и социальных факторов в генезе СНВГ

3.9. Характеристика анамнестических данных

  1. Клиническая картина СНВГ

4.1. Критерии СНВГ

4.2. Особенности развития и клинических проявлений синдрома нарушения внимания без гиперактивности (СНВ)

4.3. Возрастная динамика заболевания

4.4. Оценка тяжести заболевания

4.5. Коморбидные расстройства

4.6. Клиническая систематизация СНВГ

4.7. Дифференциальный диагноз СНВГ

4.8. Неврологическая симптоматика

  1. Дополнительные исследования в диагностике СНВГ

5.1. Нейрофизиологические исследования

5.2. Психологические исследования

6.1. Психологическая коррекция

6.2. Фармакотерапия СНВГ

6.3. Применение транскраниальной микрополяризации в лечении СНВГ

6.4. Биологическая обратная связь в лечении СНВГ

Предисловие

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ) является одним из наиболее распространенных нервно-психических расстройств детского возраста. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, данное заболевание встречается у 5-10% детей в популяции.

Разброс оценок объясняется различием в критериях диагностики, которая до недавнего времени являлась сугубо субъективной. Ранее данное заболевание в России было принято называть минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Дети и подростки, страдающие СНВГ, отличаются неусидчивостью, отвлекаемостью, гиперактивностью, импульсивностью, низкой успеваемостью. Учителя и родители отмечают, что дети с СНВГ чрезвычайно подвижны, беспокойны, не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. Необходимо отметить то, что подростки, страдающие СНВГ, входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств: алкоголизма и наркоманий.

В настоящей книге авторы представляют читателю современное состояние проблемы, в том числе биологические основы СНВГ, различные аспекты диагностики и терапии этой мозговой дисфункции. Книга основывается на десятилетнем опыте работы авторов над этими вопросами в Институте мозга человека Российской академии наук и Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии.

Авторы выражают благодарность за помощь в подготовке материалов для данной книги сотрудникам Института мозга человека: нейрофизиологу кандидату биологических наук Е.А. Яковенко, врачу-неврологу С.Ю. Сурушкиной, старшему лаборанту О.С.Николаевой, психологу Т.И.Анисимовой.

Заключение

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью является одной из основных причин нарушений социальной адаптации (прежде всего, школьной дезадаптации), а также рассматривается как один из факторов риска возникновения алкоголизма и наркоманий (Gerra G. et al., 1998; Modigh K. et al., 1998). Клинический полиморфизм заболевания приводит к необходимости разработки дифференцированной терапии его разновидностей.

Анализ данных литературы свидетельствует о социальной значимости проблемы в силу чрезвычайной распространенности заболевания. Ведущим звеном в этиопатогенезе заболевания является повреждение лобной коры больших полушарий и подкорковых структур головного мозга. Предполагается, что выявленные нейроанатомические, гемодинамические, обменные нарушения могут обусловливать снижение тормозного контроля двигательной активности, обеспечиваемого, главным образом, лобной корой и хвостатым ядром, и приводить к возникновению дисфункции контролирующего поведения (executive dysfunction). Несмотря на большое количество данных о роли генетических, нейроанатомических и нейрохимических факторов, не существует единой теории, объясняющей возникновение разнообразных поведенческих реакций, связанных с СНВГ.

Многочисленные работы, посвященные СНВГ, затрагивали в основном общие вопросы нозоспецифических проявлений заболевания, без изучения различных аспектов клинического полиморфизма данного расстройства. Клиническая оценка состояния пациентов, страдающих данным заболеванием, осложняется многочисленными коморбидными расстройствами. Так, нарушения внимания и гиперактивность при СНВГ очень часто сочетаются с тиками. Между тем, общепринятая классификация (DSM-IV) не учитывает коморбидную патологию. Существующее положение отражается на эффективности лечения заболевания. Так, для лечения СНВГ чаще всего применяются психостимулирующие препараты, при использовании которых нередко возникают различные побочные эффекты. Сложившаяся ситуация делает актуальным поиск новых методов лечения СНВГ.

Данные литературы о патогенетических механизмах и клинической картине СНВГ, а также результаты клинических и экспериментальных исследований, посвященных методам транскраниальной микрополяризации, биологической обратной связи и пептидной биорегуляции, явились предпосылками к применению вышеуказанных методов для нормализации функционального состояния головного мозга у детей с СНВГ.

В настоящем исследовании использовался разработанный Н.П.Бехтеревой (1988) комплексный подход к изучению мозга человека.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Нарушение внимания

Внимание является сосредоточенной деятельностью человека на каком-либо реальном событии, рассуждении, предмете, образе и т.д. Нарушение внимания отмечается при неврозах, болезнях головного мозга, шизофрении, соматических болезнях, а также при обычной усталости. Сегодня часто встречается нарушение внимания у детей, которое многие взрослые воспринимают как недостаток воспитания. Это заболевание вызвано нарушением процессов головного мозга и приносит множество неприятностей — от плохих оценок в школе до психологических травм из-за своего недуга. Такие явления обычно возникают при переутомлении или поражении головного мозга.

Различают следующие виды нарушения внимания:

  • порхающая рассеянность (рассеянное внимание);
  • старческая рассеянность (рассеянность с неспособностью переключаться);
  • невнимательность ученого (чрезмерная концентрация внимания с неспособностью быстро переключаться);
  • специфические нарушения, если они касаются только одних видов внимания или памяти;
  • модально-неспецифические нарушения внимания, когда одновременно возникают дефекты зрительных, слуховых, тактильных и двигательных анализаторов.

Симптомы нарушения

Синдром нарушения внимания проявляется в следующих признаках:

  • суетливость, неусидчивость, чрезмерная импульсивность и возбудимость;
  • частая смена деятельности;
  • неспособность концентрации на действии;
  • забывчивость.

Определить данное заболевание может только невролог, психиатр или психолог.

Стоит отметить, что нарушение концентрации внимания может возникнуть из-за каких-либо опасений, страхом перед будущими событиями. В результате этого, организм пытается встретить еще не свершившуюся неприятность.

При обнаружении нескольких симптомов не спешите ставить себе диагноз, но если они повторяются часто и конкретно, тогда стоит обратиться к врачу.

Лечение нарушения концентрации внимания

Обычно используют следующие способы лечения: методы психолого-педагогической коррекции, прием стимуляторов мозговой активности и ноотропных препаратов, различные упражнения для развития концентрации, иглорефлексотерапия, получение полезных питательных веществ.

Причины нарушения внимания

Скрываются в различных психологических или обычных заболеваниях. На это могут влиять усталость, бессонница, головная боль, однообразная монотонная деятельность, органическое поражение коры головного мозга и т.д.

Синдром нарушения внимания у детей

Проявляется в невнимательности, импульсивности и гиперактивности. Это сказывается на их отношениях с друзьями, родителями, учителями. Синдром не так страшен как его последствия — депрессия, неуспешность, наркомания и т.д., поэтому важно не упустить момент и вовремя обратиться к детскому врачу.

Нарушение внимания в пожилом возрасте

Сопровождается снижением памяти. Это вызвано целым рядом старческих изменений. В пожилом возрасте люди часто страдают сосудистыми и дегенеративными заболеваниями, которые сопровождаются нарушением памяти. Большинство специалистов рекомендуют людям разного возраста регулярно питаться здоровой пищей, потреблять витамины и заниматься упражнениями, которые развивают концентрацию внимания.

Стоит отметить, что благодаря этим простым действиям, практически на любом возрастном этапе вы можете предотвратить или исправить проблему нарушения внимания.

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны. СДВГ – это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания. СДВГ можно эффективно лечить, и, понимая состояние Вашего ребенка, Вы можете помочь ему!

Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

Часто ли встречается СДВГ?

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7% детей школьного возраста.

Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?

Особенности поведения при СДВГ — характеристика делится на три категории:

1. Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.

3. Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях в классе подростки и дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.

Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.

Как выявляют СДВГ?

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?

У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

  • Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
  • Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
  • Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка.
  • Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)

Каковы причины СДВГ?

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

— СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.
— Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).
— Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

Проходит ли СДВГ с течением времени?

Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявлять отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. У взрослых с СДВГ могут возникать проблемы с зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

Я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок. Это моя вина?

Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали. СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.

Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?

Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников, из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача, в том числе психолога. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка.

Поговорите с учителями Вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку.

Как лечить СДВГ?

Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.

У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает?

Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущены диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями. Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее без каких либо проблем. Если Вы обеспокоены наличием этого заболевания и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание. Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы – это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка.

Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение.

Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу.

Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите своему ребенку не волноваться.

Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

— Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
— Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
— Ведите список важных дел.
— Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

5. Больше общайтесь.

Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

— Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
— Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
— Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
— При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
— Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

— Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
— Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
— Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
— Не вступайте в споры с ребенком.
— Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.

8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.

Материал предоставлен команией Eli Lilly.

Менеджмент

Расстройства внимания. Синдром дефицита внимания в детской практике

Вниманием называется направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них.

Различается внимание непроизвольное (пассивное), произвольное (активное).

Внимание обладает рядом особенностей, из которых можно выделить: интенсивность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все особенности присущи и активному, и пассивному вниманию, но неоспоримо большее значение имеет исследование этих свойств при произвольном внимании.

К расстройствам внимания следует, прежде всего, отнести невнимательность.

Невнимательность первого типа является рассеянность, определяемая легкой непроизвольной переключаемостью малоинтенсивного внимания. Этот вид невнимательности свойствен дошкольникам и астенизированным людям (больным), в том числе и в результате переутомления, нарушения дыхания, неправильного воспитания.

Невнимательность второго типа, напротив, определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внутринаправленного внимания. Это — тип «невнимательности ученого», сосредоточенного на своих мыслях. У больных он свойствен лицам со сверхценными и навязчивыми мыслями.

Невнимательность третьего типа определяется не только весьма слабой интенсивностью концентрированного внимания, но еще более слабой его переключаемостью. «Это называется обычно стариковской рассеянностью, когда, наоборот, это есть сосредоточенность, но невольная, пассивная, дефектная», — писал И.П. Павлов. Такое внимание часто наблюдается в клинике и, в частности, в условиях кислородного голодания.

Формы расстройств внимания определяют следующие его нарушения: повышенная отвлекаемость (гиперметаморфоз внимания) — чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому; уменьшение объема внимания, инертность (малая подвижность) внимания — невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания; гипо-и апрозексия — невозможность в течение необходимого периода времени сосредоточить на чем-нибудь внимание и полное выпадение внимания.

При одних патологических состояниях страдают преимущественно одни свойства внимания, при других обнаруживается недостаточность иных свойств.

Гиперкинетическое расстройство (минимальная мозговая дисфункция (ММД), синдром гиперактивности, дефицита внимания, психомоторной расторможенности) — сборная группа различных по причине, механизмам развития и клиническим проявлениям патологических состояний. Характерными ее признаками являются повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, диффузные легкие очаговые неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, трудности обучения. Гиперкинетическое расстройство выявляется у 5—15% детей школьного возраста. Расстройства социального поведения выявляются у 70% детей, а у 25% взрослых пациентов диагностируется диссоциальное расстройство личности. К взрослому возрасту состояние нормализуется примерно у 75%, причем последними компенсируются нарушения внимания.

Причины и механизмы развития гиперкинетического расстройства остаются до конца невыясненными. Выдвигаются гипотезы о роли органического, генетического факторов, биохимической дисфункции, педагогической «запущенности» в происхождении данного синдрома. Для возникновения синдрома в ряде случаев необходимо сочетание указанных факторов.

Гиперкинетическое расстройство чаще всего выявляется в школьном возрасте; ранние симптомы у некоторых детей можно обнаружить уже на первом году жизни. С первых недель жизни дети отличаются повышенной возбудимостью и двигательным беспокойством, отмечается нарушение сна и снижение аппетита. Наблюдаются повышение мышечного тонуса, угнетение безусловных рефлексов, расстройство черепно-мозговой иннервации (непостоянное сходящееся косоглазие, горизонтальный нистагм), нарушения иннервации желудочно-кишечного тракта. Все эти нарушения отличаются изменчивостью и непостоянством. У некоторых детей выявляется задержка темпа психомоторного развития в течение первого года жизни.

В возрасте от одного года до трех лет ведущими в клинической картине бывают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушение аппетита, слабая прибавка массы тела, расстройство сна. Дети плохо засыпают вечером, сон бывает поверхностным, дети часто просыпаются и при этом кричат. На втором году жизни у некоторых детей может быть выявлено отставание в речевом развитии. К трем годам становится выраженной моторная неловкость. Навыки самообслуживания развиваются с задержкой. Это сочетается с двигательной расторможенностью («гиперкинетическое поведение»), отвлекаемостью, быстрой истощаемостью. Дети обычно не способны к длительной игровой деятельности; они не умеют ограничивать свои желания, отличаются упрямством и негативизмом.

В дошкольном возрасте моторная неловкость остается выраженной и проявляется в трудностях овладения рисованием и письмом. Наблюдаются также нарушения концентрации внимания и восприятия. Отмечается недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Могут иметь место различные проявления задержки психического развития. Дети не обнаруживают готовности к обучению в школе. Они не всегда учитывают ситуацию. Им присущи наивность и непосредственность поведения. Наблюдается недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Детям свойственны низкая работоспособность и склонность к двигательной расторможенности.

Дети испытывают затруднения в обучении главным образом из-за замедления темпа психической деятельности, церебрастенических проявлений, нарушения памяти и внимания, излишней подвижности, недоразвития произвольной целенаправленной деятельности. Эти затруднения становятся особенно выраженными при увеличении объема и темпа предъявления нового материала. В отдельных случаях отмечаются проявления дислексии и дисграфии. Дети испытывают трудности при необходимости адаптироваться к новым условиям. При изменениях привычного жизненного стереотипа у них возникают своеобразные состояния дезадаптации и невротические расстройства.

Таким образом, к 10-ти годам на первое место выходят:

ü расстройства внимания,

ü трудности сосредоточения,

ü социальная дезадаптация,

ü недостаточность критики.

В периоды возрастных кризов часто выявляются или усиливаются психопатологические нарушения.

Лечебно-коррекционные мероприятия зависят от степени выраженности и характера основных психоневрологических синдромов. Современный терапевтический подход к гиперкинетическому расстройству заключается не в назначении транквилизаторов, успокаивающих средств, а в применении препаратов с психостимулирующим эффектом (фенамин, пемолин, мелипрамин), что имеет эффект в 80% случаев.

К концу урока и на последних уроках нарушается концентрация внимания из-за наступающего истощения. В связи с этим следует подумать о целесообразности второго выходного дня. Наряду с этим врач может назначить препараты, повышающие активность нервной системы (витамины группы В, церебролизин, ноотропил, аминалон).

При двигательных расстройствах в виде нарушения тонкой моторики рук, координации движений, равновесия делается акцент на развитие двигательных навыков и постепенное приобщение ребенка к участию в различных видах деятельности.

В профилактике ММД важное значение приобретают вопросы организации помощи детям с ММД. Они должны быть ориентированы на ранний возраст, когда компенсаторные возможности мозга велики и не успел сформироваться патологический стереотип. Дети, у которых выявлены неврологические нарушения в раннем возрасте, должны находиться на диспансерном учете и систематически осматриваться невропатологом, психиатром, психологом, логопедом для выявления и коррекции клинических проявлений гиперкинетического расстройства до поступления в школу.

Синдром нарушение внимания

к. м. н. Е.С. Чикина,

Нарушения внимания и/или явления гиперактивности у детей при отсутствии отставания в психическом развитии часто приводят к формированию значительных трудностей в школьном обучении и социальной адаптации. В развитии подобных расстройств важную роль играет морфофункциональное повреждение головного мозга с формированием синдрома минимальной мозговой дисфункции (ММД) [9, 21]. ММД являются одними из наиболее распространённых форм нейропсихических нарушений у детей и сопровождаются задержкой темпов развития функциональных систем мозга, обеспечивающих реализацию высших психических функций, таких как восприятие, внимание, память, письменная и устная речь и др. [1]. Одним из основных клинических вариантов ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ страдают около 3-6 % детей дошкольного и школьного возраста [1, 17], что свидетельствует о высокой социальной значимости данной проблемы, причём соотношение больных мальчиков и девочек колеблется, по данным разных авторов, от 3:1 до 16:1 [19].
В этиопатогенезе СДВГ определённую роль играют генетические механизмы, органическое повреждение головного мозга и психосоциальные факторы. Большое значение придаётся гену рецептора дофамина D4 (DRD4) и «гену – переносчику дофамина» (DAT1), взаимодействие которых определяет снижение функционирования дофаминергической нейромедиаторной системы головного мозга [7]. Существенное значение в формировании СДВГ придаётся неблагоприятным факторам в течение беременности и родов, хронической внутриутробной гипоксии плода и гипоксической энцефалопатии новорождённых (в т. ч. родившихся с низкой массой тела и у недоношенных детей) [7]. Значительную роль в патогенезе СДВГ играют нарушения функционирования нейромедиаторных систем, в частности норадреналиновой и дофаминовой, а также специфические нейроморфологические изменения в лобной и сенсомоторной коре, базальных ганглиях, выявляемые с помощью нейрорадиологических методик. Среди психологических и социальных факторов, влияющих на возникновение СДВГ, следует выделить неподготовленность родителей к семейной жизни, напряжённость и частые конфликты в семье. По мнению ряда авторов, значение биологических факторов в формировании СДВГ имеет решающее значение в первые годы жизни ребенка, но затем возрастает роль социально-психологических факторов, включая семейную и школьную обстановку [7].
Основными клиническими проявлениями СДВГ [16] являются нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность. Первые симптомы проявляются, как правило, в возрасте до 7 лет и свидетельствуют о недостаточном, замедленном восприятии ребёнком всего нового в процессе взросления, несмотря на соответствие уровня интеллектуального развития нормальным возрастным показателям.
Выделяют три клинические формы СДВГ [16]:

Симптомы СДВГ видоизменяются с возрастом и могут сохраняться довольно долгое время. В ряде случаев СДВГ диагностируется у взрослых [18].
Для постановки диагноза СДВГ, согласно критериям Американской ассоциации психиатров DSM-IV [13], необходимо наличие шести и более симптомов, характеризующих невнимательность, а также шести и более симптомов, говорящих о гиперактивности и импульсивности [2, 3]:

Диагноз СДВГ считается обоснованным лишь в тех случаях, когда наблюдаемые у ребёнка симптомы характеризуются значительной степенью выраженности и устойчивости.
Первые проявления СДВГ часто встречаются уже на первом году жизни ребёнка. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к раздражителям, характеризуются громким плачем, нарушениями сна, тремором.
В дошкольном возрасте основными проявлениями заболевания являются минимальная статико-моторная недостаточность, диспраксия – так называемая неуклюжесть. Ребёнка невозможно удержать от постоянных перемещений по дому, он повсюду «забирается» и всё хватает руками, ломает вещи. Оставить такого ребёнка одного ввиду высокой опасности несчастных случаев и травматизма не представляется возможным. Особенностью гиперактивности при СДВГ является её ненаправленность, бесцельность, несоответствие конкретной ситуации, сочетание с деструктивным поведением. В незнакомой обстановке гиперактивность может не проявляться, что затрудняет диагностику на приёме у специалиста.
Появление основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту. По мере взросления гиперактивность несколько «сглаживается», начинают преобладать неусидчивость, суетливость. Параллельно у ребёнка нарастает эмоциональная несдержанность, избыточная капризность, оппозиционность в поведении. При неудовлетворении даже малозначительных желаний ребёнок разбрасывает и ломает игрушки, бьёт младших детей, одноклассников. Его поступки выглядят необдуманными. Со временем эти проявления модифицируются в невозможность выстраивать цепочки логических суждений, рационально планировать свободное время. Энурез и энкопрез встречаются у импульсивных детей чаще, чем у здоровых сверстников.
С началом обучения в школе (т. е. с момента резкого повышения нагрузки на ЦНС) [10] становится более заметным дефицит внимания. Ребёнок рассеян (часто теряет свои вещи, забывает выполнять домашнее задание), оказывается неспособным удержать внимание дольше нескольких минут и сосредоточиться на определённом виде деятельности, неусидчив, легко отвлекается и быстро меняет занятие, бросив и не завершив предыдущее. Учителя и родители отмечают, что дети не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. При неудачах в выполнении заданий, к которым ребёнок все-таки проявляет интерес, на первый план может выйти психоэмоциональная неустойчивость, прогредиентно усиливающаяся и приводящая к формированию заниженной самооценки. Такому ребёнку сложно общаться с другими детьми, он как бы отталкивается остальным коллективом, что заставляет его менять своё поведение. В попытке привлечь к себе внимание ребёнок совершает непредсказуемые поступки, учащаются случаи показного баловства. Данные проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ, несмотря на достаточно высокий интеллект.
В подростковом возрасте признаки гиперактивности редуцируются, однако импульсивность и нарушение внимания сохраняются. Подросток с СДВГ несамостоятелен, безответственен, необязателен, безынициативен и по-прежнему неспособен к длительному выполнению заданий, часто нарушает общественные нормы. Будучи ведомым, такой подросток быстро вовлекается в группировки, в т. ч. криминальные, начинает употреблять алкоголь и наркотические вещества. При этом его поведение характеризуется окружающими как «незрелое», не соответствующее возрасту [13].
Описанная симптоматика может сохраняться с соответствующими возрасту изменениями у 20-35 % взрослых, страдавших СДВГ с детства. Как правило, это люди, так и не получившие среднего образования (23 %), эмоционально нестабильные, с антисоциальным поведением (25 %), без постоянного места работы, злоупотребляющие алкоголем [8].
Основные клинические проявления СДВГ часто сочетаются с различными коморбидными расстройствами: обсессивно-компульсивными расстройствами, тиками, головной болью напряжения [7]. При оценке неврологической симптоматики у детей с СДВГ наиболее часто выявляются нарушения тонкой моторики.
Учитывая, что симптомы СДВГ могут трактоваться довольно субъективно, большое значение придаётся вопросу дифференциальной диагностики. Прежде всего, СДВГ необходимо отличать от индивидуальных особенностей личности ребёнка, тревожных расстройств различного генеза, а также таких патологических состояний, как эпилепсия, наследственные синдромы (Туретта, Вильямса и др.), состояния после перенесённой черепно-мозговой травмы, заболевание щитовидной железы, психические заболевания (умственная отсталость, аутизм, шизофрения, аффективные расстройства).
Лечение СДВГ носит комплексный характер и включает в себя методы модификации поведения с помощью специально разработанных алгоритмов для родителей и педагогов, приёмов психологической коррекции, психотерапии, медикаментозной терапии, а также немедикаментозные методики [7, 11].
Среди медикаментозных препаратов для лечения СДВГ в мировой практике широкое применение находят стимуляторы ЦНС. В качестве препаратов выбора обычно используют метилфенидат [22] и декстроамфетамин [20], которые выпускаются в виде препаратов короткого и длительного действия. Терапевтический эффект метилфенидата наступает в течение первых дней приёма и позволяет достичь высоких результатов в 70-80 % случаев. Однако применение препарата сопряжено с частым развитием побочных эффектов, к которым относятся задержка роста, снижение аппетита и массы тела, раздражительность, нарушение сна, развитие тиков, диспепсические нарушения, сухость во рту и головокружение, возможно развитие привыкания. Метилфенидат не назначается детям до 6 лет [1, 3, 20]. Метилфенидат и декстроамфетамин отсутствуют на российском фармацевтическом рынке. Другим препаратом выбора для лечения СДВГ является атомоксетин, первоначально разработанный как антидепрессант – ингибитор обратного нейронального захвата норадреналина. Эффект препарата объясняется восполнением в ткани мозга уровня норадреналина, дефицит которого является одной из сторон патогенеза заболевания [14]. Атомоксетину отдают предпочтение, если СДВГ проявляется деструктивным поведением больных детей, тревожными расстройствами, тиками, энурезом [15]. Однако препарат обладает и рядом ограничений в применении: не назначается детям до 6 лет и одновременно с приёмом ингибиторов МАО [5]. Для лечения СДВГ отечественными специалистами традиционно используются ноотропные препараты [1, 3, 7].
Применение ноотропов направлено на комплексное улучшение психических функций мозга путём повышения трофики нервной ткани, ускорения проходящих в ней обменных процессов. Стимулирующее действие ноотропных средств на высшие психические функции (память, речь, праксис, внимание) оказывает положительное влияние при лечении СДВГ.
Кроме того, ноотропные препараты улучшают обменные процессы в ЦНС, способствуют созреванию тормозных и регуляторных систем мозга.
Как правило, ноотропные препараты назначают в первой половине дня в индивидуально подобранной суточной дозе, которая достигается путём постепенного наращивания. Курс лечения составляет от одного до трёх месяцев в зависимости от выраженности симптоматики СДВГ, а интервалы между курсами – 2-4 недели, которые при правильном планировании могут приходиться на время каникул. Необходимо указать, что побочные эффекты на фоне лечения ноотропными препаратами у детей наблюдаются редко, не бывают стойкими и значительно выраженными [2, 7].
Исследования, проведённые Н.Н. Заваденко с соавт. с применением ноотропных препаратов для лечения детей с СДВГ, в 60-70 % случаев продемонстрировали положительный клинический эффект. Было отмечено улучшение характеристик поведения, показателей моторики, внимания, памяти, других высших психических функций, а также улучшение показателей биоэлектрической активности головного мозга по данным ЭЭГ [2, 3].
Пантокальцин® – отечественный ноотропный препарат, который является естественным метаболитом ГАМК и сочетает в своём действии мягкий психостимулирующий, умеренный седативный, противосудорожный и дезинтоксикационный эффекты, а также обладает нейропротективным и нейротрофическим эффектом. Эффективность Пантокальцина® при лечении различных неврологических и психических заболеваний у детей подтверждена целым рядом проведённых исследований и длительным периодом практического применения препарата [4, 6].
В исследовании, проведённом Н.М. Мусатовой, при применении Пантокальцина® в лечении СДВГ у детей положительные результаты наблюдаются у 42 % пациентов в сравнении с 22 % в контрольной группе. Эффективность терапии оценивалась по динамике степени выраженности основных проявлений СДВГ: гиперактивности, импульсивности, дефицита внимания (см. рисунок). Кроме того, в результате лечения Пантокальцином®, по отзывам воспитателей и учителей, было отмечено повышение способности детей к адаптации в коллективе, улучшение взаимоотношений со сверстниками, повышение успеваемости [4].
Исследование, проведённое А.Ф. Тумашенко, включало 112 пациентов с СДВГ (79 % мальчиков и 21 % девочек) в возрасте от 4 до 15 лет. Терапия Пантокальцином® составила три курса (по 50 дней каждый) в течение года. Клиническое улучшение (по шкале SNAP-IV) отмечено у 79 % пациентов и было практически равным у детей дошкольного и младшего школьного возраста (86 и 81 % соответственно). Высокая эффективность Пантокальцина® (86-93 %) зарегистрирована во всех возрастных группах пациентов, у которых наблюдался СДВГ с преобладанием невнимательности, а в дошкольной группе – у всех пациентов, получавших препарат. После трёх курсов терапии Пантокальцином® у детей и подростков было отмечено повышение внимания, краткосрочной и долгосрочной памяти, логического мышления. Улучшились характеристики поведения за счёт уменьшения гиперактивности, импульсивности, повышения самоорганизованности и самоконтроля, что способствовало улучшению успеваемости – дети стали более серьёзно относиться к учёбе, лучше интегрироваться в школьную среду [6].
Использование ноотропных препаратов особенно оправданно в детском возрасте, поскольку в это время можно с успехом воздействовать на формирующиеся морфофункциональные системы головного мозга. По мере взросления наблюдается закрепление патологических изменений, а их коррекция затрудняется. В этом случае остаётся высокой вероятность сохранения симптомов СДВГ у пациентов, что является актуальной социальной проблемой.

Другие публикации:  Простуда признаки симптомы у ребенка