Рекомендации по профилактике туберкулеза воз

О профилактике туберкулеза

По инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ежегодно, 24 марта, проводится Всемирный день борьбы с туберкулезом.

Во всем мире ежегодно более 8 миллионов человек заболевают туберкулезом, 3 миллиона человек умирают от этой болезни. По прогнозам экспертов ВОЗ к 2020 году в Мире появится еще 200 млн. чел. — новых случаев туберкулеза и 70 млн. чел. умрет от этой инфекции. А быстрое распространение лекарственно-устойчивых штаммов возбудителя туберкулеза, нарастание полирезистентности (устойчивости) грозит превратить туберкулез в неизлечимое заболевание.

Мы являемся свидетелями отступления этой древней, как само человечество болезни, печально известной по многочисленным художественным произведениям и народной молве, давшей ей название чахотки. Борьба еще не закончена, поэтому знания особенностей этой болезни должно стать частью медицинской грамотности населения.
Туберкулезная микобактерия (МБТ) сохраняет жизнеспособность при воздействии различных физических и химических агентов. В невысохшей мокроте она может оставаться жизнеспособной до полугода. А в высохшей мокроте на различных предметах (мебель, книги, посуда, постельное белье, полотенца, пол, стены и пр.) она может сохранять свои свойства в течение нескольких месяцев, это является важной особенностью МБТ. После первичного заражения может не наступить никаких клинических проявлений болезни. Заболевание не разовьется, однако, микобактерия может длительное время (годы, десятилетия) находиться в организме, не причиняя ему вреда. Такое состояние относительного равновесия может нарушиться в пользу возбудителя при снижении защитных сил организма (ухудшение социальных условий жизни, недостаточное питание, стрессовые ситуации, старение).

Источник инфекции — больной человек, иногда даже не знает о болезни, т.к. туберкулез может протекать под видом обычной простуды, длительно не вылечивающейся пневмонии, а иногда без каких-либо проявлений, поэтому при туберкулезе особое значение имеет профилактика и раннее выявление. В связи с этим больной туберкулезом — бактериовыделитель должен осознавать, что он представляет опасность для окружающих (особенно для лиц из ближайшего семейного окружения — в очаге туберкулезной инфекции). Он обязан выполнять рекомендации, предписанные положениями санитарной профилактики туберкулеза.

Заболеваемость активным туберкулезом в 2014 году снизилась 21% по сравнению с прошлым годом, показатель составил 37,3 на 100 тыс. населения при 47,2 в 2013 году. Заболеваемость среди коренного населения также снизилась в 1,7 раза по сравнению с предыдущим годом. В 2014 г. заболеваемость туберкулёзом зарегистрирована на 5 территориях района: г. Надым, п. Пангоды, п. Ныда. Показатель заболеваемости туберкулезом, превышающий среднерайонный, зарегистрирован как и в предыдущие годы в п.Ныда — 169,7 на 100 тыс.населения.

Заболеваемость туберкулёзом среди детей до 14 лет и среди подростков не зарегистрирована, при наличии 1 случая в прошлом году.

При анализе заболеваемости среди разных социальных групп населения оказалось, что в эпидемический процесс вовлекались трудоспособные слои населения Надымского района. Доля заболевших туберкулезом безработного населения составляет- 20,8 %, и работающего- 33,4%.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что для данного заболевания не существует границ. Однако при проведении профилактических мероприятий туберкулез можно предотвратить, а при своевременной диагностике и лечении — полностью излечить.

Одним из основных методов, выявляющих туберкулез легких на ранних стадиях, является флюорографическое обследование. На нашей территории флюорографическому обследованию подлежит все население с 15-летнего возраста, а в национальных поселках — с 12-летнего один раз в год. Определенные контингенты подлежат флюорографическому обследованию 2 раза в год.

У детей с целью раннего выявления туберкулеза применяется туберкулиновая проба или реакция Манту, которая проводится в плановом порядке всем детям с 1 года. В соответствии с новыми санитарными правилами СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» — дети, родители которых отказались от туберкулинодиагностики и не предоставили заключение фтизиатра об отсутствии туберкулеза, не допускаются в организованные коллективы.

Основным методом профилактики туберкулеза является вакцинация детей вакциной БЦЖ в соответствии с календарем прививок. Основная цель вакцинации — защита детей и подростков от осложненных и распространенных форм туберкулеза, а также ликвидация детской смертности от туберкулеза. Вакцинацию новорожденный получает в роддоме на 3-5 день жизни, ревакцинацию в 7 и 14 лет при отрицательной реакции Манту, которая обязательно проводится перед прививкой.

Сопротивляемость человека возбудителю туберкулеза значительно повышается, если к естественному иммунитету добавляется искусственный — поствакцинальный. БЦЖ — стимулирует выработку иммунитета и повышает защитные силы организма, не причиняя вреда. Микобактерии туберкулеза, проникшие в организм вакцинированного БЦЖ человека, либо погибают, либо находятся под контролем защитных сил организма. Вакцинация БЦЖ — действенная защита детей от туберкулеза, особенно от его фатальных форм — туберкулезного менингита и милиарного туберкулеза.

Следует запомнить, что уклонение от обследования приводит к заражению окружающих, выявлению уже тяжелых форм заболевания, которые лечатся годами и заканчиваются инвалидностью и даже смертью, тогда как своевременно выявленный туберкулез может быть излечен.

К сожалению, не все родители новорожденных детей понимают актуальность и необходимость профилактических прививок, в результате, из-за необоснованного отказа родителей от прививки, дети подвергаются риску заболевания туберкулезом.

В связи с этим, хочется обратиться к родителям: — Не лишайте своих детей здорового будущего! Не отказывайтесь от профилактической вакцинации и будьте здоровы!

Feature Story

Недорогая профилактика туберкулеза – абсолютная необходимость для людей, живущих с ВИЧ

01 декабря 2010 года.

Туберкулез является одной из главных причин смерти людей, живущих с ВИЧ. Для устранения этой угрозы крайне важно обеспечить доступную и недорогую профилактику. В опубликованном сегодня руководящих принципах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится о том, как безопасно и эффективно можно обеспечить доступ к этому лечению.

Согласно ВОЗ, противотуберкулезный препарат изониазид имеет большое позитивное воздействие. В руководящем документе, разработанном для стран с ограниченными ресурсами, делается акцент на применение изониазидной профилактической терапии (ИПТ) как простого и экономичного способа борьбы с бактериями туберкулеза. Ежегодно из двух миллионов смертей, связанных со СПИДом, почти четверть случается из-за туберкулеза. В некоторых сообществах число людей, больных туберкулезом и ВИЧ, достигает 80%.

ВОЗ намерена содействовать распространению применения ИПТ. В настоящее время очень мало людей, живущих с ВИЧ, охвачено этой терапией. В прошлом году к ней имели доступ всего 0,2% всех ВИЧ-инфицированных. Кроме того, во всем мире только один из 20 людей, живущих с ВИЧ, проверяется на наличие туберкулеза.

«Всемирный день борьбы со СПИДом напоминает нам о том, что неприемлемо вести дела по-старому и что программы по ВИЧ должны активизировать усилия по профилактике туберкулеза, — сказал д-р Готфрид Хирншал, директор департамента ВОЗ по ВИЧ/СПИДу. – Нам необходимо обеспечить полное выполнение стратегии ВОЗ «Три И» в области ВИЧ и туберкулеза в сотрудничестве с другими партнерами».

«Три И» означают изониазидную профилактическую терапию, инфекционный контроль и интенсивный скрининг для выявления туберкулеза. Согласно ВОЗ, эти мероприятия необходимо проводить в рамках оказания всесторонних услуг в области ВИЧ.

«Во многих странах ВИЧ является основной движущей силой эпидемии туберкулеза. Туберкулез можно предотвратить и излечить, и новые руководящие принципы показывают, как можно нарушить смертельную связь туберкулеза и ВИЧ, — сказал д-р Марио Равильоне, директор департамента ВОЗ «Остановить туберкулез». – Все страны и сообщества должны выполнять новые руководящие принципы, а ВОЗ может оказать необходимую поддержку в этом».

Всемирный день борьбы со СПИДом напоминает нам о том, что неприемлемо вести дела по-старому и что программы по ВИЧ должны активизировать усилия по профилактике туберкулеза

Д-р Готфрид Хирншал, директор департамента ВОЗ по ВИЧ/СПИДу

Чтобы расширить доступ к ИПТ миллионам нуждающихся в ней людей, в руководящих принципах ВОЗ, основанных на последних научных данных и уточняющих политику 1998 года, особое внимание уделяется неправильным представлениям, из-за которых ИПТ не получила широкого распространения. Так, не существует научных доказательств того, что терапия развивает устойчивость организма к препарату. Также ИПТ можно начинать после простого клинического обследования, а не дорогостоящего обязательного тестирования, как опасались раньше.

В новых руководящих принципах приводится несколько новых ключевых рекомендаций, а именно:

  • Все дети и взрослые, живущие с ВИЧ, включая проходящих антиретровирусное лечение и беременных женщин, должны проходить ИПТ.
  • ИПТ должна предоставляться на протяжении от 6 до 36 месяцев, либо на протяжении всей жизни в местах с высоким уровнем распространенности ВИЧ и туберкулеза.
  • Люди, живущие с ВИЧ, с симптомами туберкулеза должны проходить скрининг на активный туберкулез или другие болезни, чтобы получить доступ к надлежащему лечению.
Другие публикации:  При пневмонии отхаркивается кровь

Предотвращение смертности от туберкулеза среди людей, живущих с ВИЧ, является одним из основных направлений деятельности ЮНЭЙДС.

Рекомендации по профилактике туберкулеза воз

1. Анализ текущей ситуации

2. Цель и задачи Программы «Туберкулез-IV»

3. Основные направления Программы «Туберкулез-IV»

4. Эпидемиологический надзор, мониторинг и оценка

5. Кадровый потенциал

6. Управление Программой «Туберкулез-IV» и межсекторальное взаимодействие

7. Ожидаемые результаты

8. Финансирование Программы «Туберкулез-IV»

9. План реализации Программы

1. Анализ текущей ситуации

В связи с неблагополучной ситуацией, связанной с заболеваемостью туберкулезом в республике, Правительством Кыргызской Республики был предпринят ряд безотлагательных мер по стабилизации распространения туберкулезной инфекции среди населения.

23 апреля 1998 года принят Закон Кыргызской Республики «О защите населения от туберкулеза». В период с 1996 по 2010 годы Правительством Кыргызской Республики были утверждены и реализованы программы «Туберкулез-I», «Туберкулез-II» и «Туберкулез-III».

В целях дальнейшего совершенствования качества оказания противотуберкулезной помощи населению Кыргызской Республики приказом Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 6 ноября 2008 года № 575 утверждена Концепция развития противотуберкулезной службы в Кыргызской Республике на 2008-2016 годы.

В результате реализации вышеназванных программ были улучшены инфраструктура и нормативная база противотуберкулезной службы, усилен кадровый потенциал, повысилось качество диагностики и лечения больных туберкулезом. Данные мероприятия позволили снизить уровень заболеваемости и смертности населения от туберкулеза. Так, показатель заболеваемости туберкулезом в 2000 году — 126,0 на 100 тысяч населения — был снижен до 104,3 на 100 тысяч населения в 2012 году, показатель смертности в 2000 году снижен с 16,0 на 100 тысяч населения до 8,6 на 100 тысяч населения в 2012 году.

По критериям Всемирной организации здравоохранения эпидемиологическая ситуация в Кыргызской Республике до сих пор относится к уровню эпидемии, превышая отметку 50 случаев на 100 тысяч населения. Среди зарегистрированных больных имеет место увеличение количества случаев лекарственно-устойчивого туберкулеза. Согласно отчету Национального центра фтизиатрии, число подтвержденных случаев заболевания туберкулезом со множественной лекарственно-устойчивой формой туберкулеза с 2005 по 2012 годы составило 3569 случаев.

1) несовершенный механизм государственного надзора и контроля над распространением туберкулеза;

2) нехватка врачей-фтизиатров, недостаточное материальное стимулирование медработников, низкий уровень навыков медперсонала при оказании первичной медико-санитарной помощи, устаревшая материально-техническая база противотуберкулезных организаций;

3) обеспечение противотуберкулезными препаратами в республике осуществляется за счет средств доноров;

4) поздняя диагностика и необоснованная длительная госпитализация (отсутствие клинических протоколов и мер инфекционного контроля);

5) слабая приверженность ключевых групп населения к диагностике туберкулеза и лечению (лица, живущие с ВИЧ/СПИДом, потребители инъекционных наркотиков, мигранты, заключенные, работники коммерческого секса и т.д.);

6) слабая работа по проведению профилактических мероприятий, направленных на улучшение социальных условий жизни больного туберкулезом.

Основанием для разработки Программы «Туберкулез-IV» на 2013-2016 годы (далее — Программа «Туберкулез-IV) является Глобальный план «Остановить туберкулез», который поможет эффективно решить имеющиеся проблемы. Данный план гармонизирован с Национальной программой реформирования здравоохранения «Ден соолук» на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 мая 2012 года № 309.

2. Цель и задачи Программы «Туберкулез-IV»

Целью Программы «Туберкулез-IV» является дальнейшее снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза в Кыргызской Республике.

Задачами Программы «Туберкулез-IV» являются:

1) обеспечение своевременной качественной диагностики и лечения туберкулеза, включая множественную лекарственно-устойчивую форму туберкулеза как в гражданском, так и пенитенциарном секторах здравоохранения;

2) оптимизация системы оказания медицинской помощи больным туберкулезом;

3) усиление потенциала человеческих ресурсов;

4) внедрение международных рекомендаций и новых технологий качественной диагностики и лечения туберкулеза, а также сочетанного с ВИЧ-инфекцией;

5) гарантированное непрерывное обеспечение противотуберкулезными препаратами всех категорий больных туберкулезом;

6) усиление межсекторального сотрудничества и партнерства на национальном и международном уровнях;

7) вовлечение всех слоев гражданского общества в борьбу с туберкулезом и повышение уровня информированности населения.

3. Основные направления Программы «Туберкулез-IV»

Успешная профилактика туберкулеза зависит от совместных действий организаций здравоохранения с заинтересованными организациями.

1) улучшение условий внешней среды, укрепление здоровья и повышение материального благосостояния населения, развитие спорта и физической культуры, улучшение жилищно-бытовых условий и питания, борьба с алкоголизмом, курением и наркоманией;

2) проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических мероприятий в очаге инфекции совместно с организациями здравоохранения первичного звена, противотуберкулезной службы и службы общественного здравоохранения;

3) качественная и своевременная вакцинация и ревакцинация за счет бюджетных средств, предназначенные для защиты детей от заболевания туберкулезом. Специфическая вакцинация проводится всем новорожденным детям (БЦЖ), ревакцинация — по эпидемиологическим показаниям;

4) эффективная химиопрофилактика (ВИЧ-инфицированным пациентам и контактным детям из очагов туберкулезной инфекции), для предупреждения туберкулеза с помощью противотуберкулезных химиопрепаратов в соответствии с клиническим протоколом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 25 апреля 2008 года № 178.

Выявление и диагностика туберкулеза

В Кыргызской Республике, с учетом данных Государственной службы исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики, на 1 января 2013 года зарегистрирован 5851 случай впервые выявленных больных туберкулезом. Вызывает озабоченность наличие запущенных форм туберкулеза среди лиц, впервые взятых на учет, таких как фиброзно-кавернозный туберкулез (0,6%). Кроме того, большой удельный вес умерших от туберкулеза в 2012 году составляют впервые выявленные (19,6%) и не состоявшие на диспансерном учете (2,5%). Вышеприведенные данные свидетельствуют о поздней диагностике туберкулеза.

В выявлении и диагностике туберкулеза существуют следующие проблемы:

1) для постановки окончательного диагноза врачи-фтизиатры ждут результатов бактериологических лабораторных исследований, на проведение которых требуется несколько недель или месяцев, предварительный диагноз ставится на основе рентгеновского снимка или клинических симптомов;

2) семейные врачи на уровне первичной медико-санитарной помощи не могут своевременно диагностировать туберкулез, что ведет к задержке постановки диагноза туберкулеза и способствует дальнейшему распространению туберкулеза.

Цель — максимально быстрое выявление туберкулеза среди лиц с подозрением на туберкулез, которые должны быть обследованы для подтверждения или исключения диагноза.

1) обеспечение доступности всех групп населения к услугам по выявлению и диагностике туберкулеза;

2) выявление туберкулеза в организациях первичной медико-санитарной помощи путем обследования всех лиц, обратившихся за медицинской помощью с жалобами или симптомами, подозрительными в отношении туберкулеза, в соответствии с алгоритмом диагностики туберкулеза;

3) незамедлительное направление больного при положительных или сомнительных результатах первичного скрининга в противотуберкулезные организации для подтверждения или исключения диагноза «туберкулез»;

4) активное выявление групп риска по туберкулезу, которые определяются приказом Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, при содействии Международных и некоммерческих организаций;

5) комплексное применение современных методов диагностики для выявления и подтверждения диагноза туберкулеза организациями здравоохранения (клинические, микроскопические, бактериологические, лучевые, гистологические, молекулярно-генетические и иные методики диагностики).

Совершенствование лабораторной службы.

Диагностика туберкулеза осуществляется бактериоскопическим и бактериологическими (или культуральными) методами исследования мокроты и других патологических материалов. В настоящее время насчитывается 112 лабораторий, занимающихся бактериоскопическим исследованием мокроты, и 8 лабораторий, занимающихся бактериологическими исследованиями на туберкулез.

В функционировании лабораторной службы имеются следующие проблемы:

1) отдельные лаборатории не имеют соответствующей нагрузки, в то время как другие лаборатории перегружены. Имеет место низкое качество проводимых микроскопических и бактериологических лабораторных исследований;

2) большинство лабораторий не охвачены системой внешнего и внутреннего контроля качества лабораторных исследований, осуществляемых вышестоящей референс-лабораторией и самой лабораторией в ходе рутинных исследований, что не позволяет своевременно выявить недостатки в работе лаборатории, оказать им адекватную организационно-методическую и консультативную помощь, для своевременного устранения обнаруженных ошибок и совершенствования используемых методик;

3) координацией деятельности лабораторной службы занимается Национальная референс-лаборатория при Национальном центре фтизиатрии.

1) проведение оптимизации лабораторной службы с обновлением материально-технической базы;

2) внедрение современных, ускоренных методов лабораторной диагностики туберкулеза на всех уровнях оказания медицинской помощи;

3) совершенствование методики проведения лабораторных исследований.

Лечение и реабилитация больных туберкулезом

Несмотря на широкое внедрение стратегии DOTS (краткосрочные курсы контролируемой химиотерапии) и интеграцию противотуберкулезной службы на уровень первичной медико-санитарной помощи, имеет место слабый контроль приема препаратов больными туберкулезом, низкая приверженность больных к лечению и низкая мотивация медицинских работников к ведению таких больных.

За 2005-2012 годы зарегистрировано 3569 больных со множественной лекарственно-устойчивой формой туберкулеза, в 2011 году выявлено 804 чел., в 2012 году — 904 чел., а в 2013 году предположительно будет выявлено около 800-1100 больных, т.е. имеет место ежегодное увеличение больных со множественной лекарственно-устойчивой формой заболевания, требующего дорогостоящего лечения в стационарных условиях. С появлением больных с широкой лекарственно-устойчивой формой туберкулеза возник вопрос о ведении и лечении таких больных, поскольку обеспечение противотуберкулезными препаратами осуществляется только на средства донорских организаций, а для лечения больных с широкой лекарственно-устойчивой формой туберкулеза они отсутствуют.

Другие публикации:  Биохимические свойства чумы

Проблемы в лечении и реабилитации больных туберкулезом:

1) зачастую госпитализируются небациллярные больные с туберкулезом легких, внелегочным туберкулезом, которых можно лечить амбулаторно;

2) длительная госпитализация в течение всего курса лечения;

3) при амбулаторном лечении больных, нет достаточной социальной, психологической и моральной поддержки со стороны медицинских работников, сообщества или членов семьи;

4) отсутствие клинических протоколов по организации, диагностике, лечению, регистрации больных со множественной лекарственно-устойчивой формой туберкулеза.

1) необходимо изменение модели предоставления услуг и усовершенствование направления между разными уровнями оказания медицинской помощи для обеспечения непрерывного наблюдения за больными туберкулезом;

2) улучшение контроля медицинского персонала за приемом пациентами противотуберкулезных препаратов;

3) проведение хирургического лечения пациентов в специализированных отделениях;

4) больным, не подлежащим терапевтическому и хирургическому лечению туберкулеза и продолжающим оставаться источником инфекции, необходимо улучшить доступ в специализированные медицинские организации для оказания им паллиативной помощи, с целью предотвращения распространения туберкулеза среди населения;

5) привлечение социальной службы, обучение медицинского персонала и социальных работников навыкам межличностного общения и расширение психологических консультаций, улучшение доступа к программам снижения вреда, распространение продуктовых пакетов и другое, т.е. исполнение мер социальной защиты больных туберкулезом и персонала.

Туберкулез, сочетанный с ВИЧ-инфекцией (ВИЧ/Туберкулез)

В настоящее время на диспансерном учете состоят 469 больных с сочетанной инфекцией ВИЧ/Туберкулез, из них 181 — больным назначена антиретровирусная терапия, а 81 чел. отказались от дальнейшего лечения (кумулятивные данные).

Профилактическое лечение изониазидом для предупреждения туберкулеза проведено: в 2011 году — 5 лицам, живущим с ВИЧ, в 2012 году — 4 лицам, живущим с ВИЧ. Низкий процент пациентов, получивших изониазид, объясняется тем, что согласно клиническому протоколу изониазид назначается только лицам, имевшим контакт с больными с открытой формой туберкулеза, но пациенты не всегда знают о том, что они контактируют с больными с открытой формой туберкулеза и не сообщают об этом.

Химиопрофилактику котримоксазолом для профилактики пневмоцистной пневмонии в 2009 году получили 77 лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией (далее ЛЖВ) (36 мужчин, 41 женщина), в 2010 году — 278 ЛЖВ (190 мужчин, 88 женщин), в 2011 году — 175 ЛЖВ (115 мужчин, 60 женщин), в 2012 году 101 ЛЖВ. До 2009 года мониторинг химиопрофилактики не проводился.

Наблюдается низкая приверженность к лечению у потребителей инъекционных наркотиков. Кроме этого, отмечается низкая настороженность врачей в отношении туберкулеза среди ЛЖВ. Клиенты отмечают, что одновременное назначение лечения сочетанной инфекции, введенное с 2010 года, тяжело переносится из-за необходимости приема большого количества препаратов, что приводит к срывам лечения.

Цель — обеспечение универсального доступа ЛЖВ к диагностике, лечению и профилактике туберкулеза.

1) пересмотр, утверждение и внедрение клинического протокола ВИЧ/ТБ, в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, для раннего выявления, профилактики и лечения туберкулеза у ЛЖВ, в том числе в пенитенциарной системе;

2) обеспечение интенсивного выявления случаев заболевания туберкулеза, а также его резистентных форм среди ЛЖВ;

3) профилактическое лечение изониазидом и улучшение инфекционного контроля, в том числе в пенитенциарной системе;

4) обеспечение преемственности и взаимодействия между медицинскими службами пенитенциарной системы и организациями системы здравоохранения по вопросам ведения пациентов с ВИЧ/Туберкулезом.

Система инфекционного контроля в лечебных организациях функционируют не на должном уровне. Так, регистрируются случаи внутрибольничного заражения туберкулезом медицинских работников (в 2010-2012 годы туберкулезом заболело 107 медицинских работников), подтверждаются факты перекрестного заражения пациентов, находившихся на лечении в туберкулезных отделениях. Не решена проблема отдельной госпитализации больных с открытой формой туберкулеза, множественной лекарственно-устойчивой формой и другими формами туберкулеза, не во всех стационарах противотуберкулезной службы созданы санитарно-технические условия.

1) проведение оценочного исследования состояния инфекционного контроля и потребностей противотуберкулезных организаций, для рационального планирования и реализации мероприятий по инфекционному контролю;

2) необходимо обновление нормативной правовой базы по инфекционному контролю туберкулеза, а также разработка основанного на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения и соответствующего признанным международным стандартам Национального руководства по инфекционному контролю туберкулеза. Данное руководство будет адаптировано к местным нуждам и ситуации и включать в себя управленческие, административные, инженерно-технические мероприятия и меры индивидуальной защиты органов дыхания;

3) мероприятия по обеспечению должного проектирования противотуберкулезных организаций, их модернизации/перепланировке и эксплуатации;

4) организация мониторинга за заболеваемостью туберкулезом среди персонала организаций здравоохранения;

5) координация действий противотуберкулезных организаций и служб общественного здравоохранения для повышения эффективности инфекционного контроля.

Лекарственное обеспечение больных туберкулезом

Бесперебойное обеспечение противотуберкулезными препаратами является первоочередной задачей государства. Из-за слабой системы регулирования лекарственных средств на фармацевтическом рынке Кыргызской Республики имеется потенциальная опасность наличия некачественных или фальсифицированных лекарств.

1) нерегулярные или недостаточные поставки противотуберкулезных препаратов, их реализация на частном рынке без рецепта врача, покупка медицинских препаратов непроверенного качества;

2) ненадлежащее состояние и оборудование аптечных складов.

1) принятие мер по улучшению условий хранения и обеспечению необходимым оборудованием мест для хранения противотуберкулезных препаратов;

2) внедрение процедур регулирования и бесперебойного, регулярного обеспечения противотуберкулезными препаратами.

Адвокация, коммуникация и социальная мобилизация

Низкий уровень информированности населения пациентов и медицинских работников свидетельствует о слабой эффективности и недостаточности информационно-образовательных мероприятий. Государственными организациями мероприятия по адвокации, коммуникации и социальной мобилизации (далее — АКСМ) не проводятся ввиду отсутствия финансовых средств. Часто АКСМ проводятся при поддержке международных организаций. До настоящего времени оценка потребностей в мероприятиях по АКСМ в стране не была проведена, не выявлены проблемы, не разработаны пути их решения и, соответственно, отсутствует планомерная работа по АКСМ.

Утверждение и реализация стратегии АКСМ позволит добиться повышения эффективности в проведении противотуберкулезных мероприятий.

1) улучшение информированности населения и привлечение внимания общественности к решению проблем туберкулеза в стране;

2) повышение частоты обращаемости и выявляемости, снижение стигмы и дискриминации, путем обеспечения широкого освещения информации по профилактике и борьбе с туберкулезом средствами массовой информации (телевидение, радио, газеты, интернет);

3) обучение и использование ресурсов сельских комитетов здоровья, групп волонтеров с целью создания благоприятной среды для борьбы с туберкулезом.

4. Эпидемиологический надзор, мониторинг и оценка

В связи с отсутствием должного финансирования, мониторинг и оценка противотуберкулезных мероприятий осуществлялись нерегулярно, при недостаточном взаимодействии санитарно-эпидемиологической и противотуберкулезной служб.

1) определение приоритетных мер, направленных на определение источника инфекции, факторы передачи, создание системы противоэпидемической защиты населения, путем проведения комплекса профилактических мероприятий;

2) систематическое улучшение системы учета и отчетности между организациями первичной медико-санитарной помощи, центрами профилактики заболеваний и экспертизы и противотуберкулезной службы;

3) усиление системы внутреннего контроля в противотуберкулезной службе на базе Национального центра фтизиатрии, а со стороны центров профилактики заболеваний и экспертизы — системы внешнего контроля противоэпидемических мероприятий;

4) дальнейшее совершенствование системы электронного слежения, разработка пакетов индикаторов и анализ базы данных, оценка эффективности программных мероприятий, для изучения и разработки соответствующих рекомендаций.

5. Кадровый потенциал

В последние годы в системе здравоохранения Кыргызской Республики сложилась сложная ситуация с комплектованием кадрового потенциала в противотуберкулезной службе, дисбаланс в распределении кадров, связанный с их избытком в городах Бишкек и Ош, и нехваткой в отдаленных регионах. В противотуберкулезной службе имеется недостаточное количество медицинских работников, основная их часть — люди предпенсионного и пенсионного возраста, составляющие 45% от общего числа сотрудников.

1) разработка нормативных правовых актов, регулирующих деятельность медицинских работников, с целью привлечения их в противотуберкулезную службу, в том числе в сельские и отдаленные районы республики;

2) повышение мотивации медицинского персонала в предоставлении медицинских услуг в противотуберкулезной службе;

3) повышение потенциала медицинских работников на уровне первичной медико-санитарной помощи в выявлении, лечении и профилактике туберкулеза;

4) совершенствование учебных планов по туберкулезу в до- и постдипломном обучении медицинских работников;

5) оптимизация системы оплаты труда медицинских работников, осуществляющих противотуберкулезные мероприятия.

6. Управление Программой «Туберкулез-IV» и межсекторальное взаимодействие

Противотуберкулезная служба Кыргызской Республики представляет собой узкоспециализированную, ориентированную в основном на стационар, к тому же дорогостоящую отрасль здравоохранения. Национальный центр фтизиатрии, как медицинская организация третичного уровня и реципиент грантов Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (далее — ГФСТМ), до 2010 года был координатором, исполнителем и контролирующим органом по мониторингу государственных противотуберкулезных программ в одном лице. В целях координации взаимодействия с партнерами и принятия стратегических решений свою деятельность осуществлял Координационный совет Кыргызской Республики по борьбе с туберкулезом, работа которого была недостаточно эффективной.

Другие публикации:  Вакцина от ветряной оспы казань

Существующая ситуация с туберкулезом сложилась из-за недостаточного стратегического управления и обеспечения противотуберкулезными препаратами, дефицита финансирования, низкой приверженности пациентов к лечению и неэффективных стимулов оплаты труда медицинских работников. Имеет место недостаточная координация организаций, вовлеченных в программы борьбы с туберкулезом.

1) инвентаризация и совершенствование нормативной правовой базы деятельности противотуберкулезной службы;

2) усиление роли и функций единого координирующего органа в лице Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, реорганизация Республиканского центра информатики и эпидемиологии при Национальном центре фтизиатрии в Центр по внедрению национальных противотуберкулезных программ;

3) активное привлечение профессиональных ассоциаций, общественных и некоммерческих организаций, гражданского общества к решению вопросов реализации противотуберкулезных программ;

4) улучшение системы регулирования обеспечения противотуберкулезными препаратами;

5) повышение ответственности руководства местных государственных администраций за проведение и реализацию противотуберкулезных мероприятий на вверенной территории, путем вынесения вопросов по реализации противотуберкулезных мероприятий на координационные советы на уровне органов местного самоуправления.

7. Ожидаемые результаты

К концу периода реализации программы «Туберкулез-IV» планируется достижение следующих результатов:

1) улучшение выявления новых бациллярных случаев туберкулеза до 70 процентов;

2) улучшение показателя успешного лечения новых бациллярных случаев туберкулеза до 85 процентов;

3) охват лечением больных с устойчивыми формами туберкулеза до 85 процентов;

4) снижение показателя смертности от туберкулеза ниже уровня 8,0 на 100 тысяч населения;

5) снижение показателя заболеваемости ниже уровня 92,0 на 100 тысяч населения;

6) снижение смертности от туберкулеза лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией, на 20 процентов.

8. Финансирование Программы «Туберкулез-IV»

Основными источниками финансирования Программы «Туберкулез-IV» являются республиканский бюджет и средства Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики, а также внебюджетные источники и грантовые программы.

В 2013 году для финансирования противотуберкулезных мероприятий со стороны государства утвержден бюджет в сумме 577,5 млн. сомов, со стороны доноров гарантировано 2,3 млрд. сомов, при этом дефицит бюджета составил 177,0 млн. сомов (6,1%). Для реализации Программы «Туберкулез-IV» планируется финансирование из государственного бюджета в объеме 2,5 млрд. и за счет грантов — 2,8 млрд. сомов, тогда как расчетная потребность программы составляет 6,0 млрд. сомов. При этом дефицит бюджета программы составляет 707 млн. сомов (11,3%). Для покрытия указанного дефицита бюджета в 2013 году Министерство здравоохранения Кыргызской Республики согласовало с партнерами вопрос дополнительного финансирования со стороны доноров для закупки противотуберкулезных препаратов второго ряда. ГФСТМ предусматривает в 2013 году дополнительное обеспечение препаратами второго ряда 300 пациентов с лекарственно-устойчивой формой туберкулеза. Международная организация U№ITAID одобрила обеспечение медикаментами 220 больных с лекарственно-устойчивой формой туберкулеза. Организация «Врачи без границ» намерена обеспечить 125 больных противотуберкулезными препаратами второго ряда, и Миссия Международного Красного Креста планирует предоставить лечение для 30 больных с лекарственно-устойчивой формой туберкулеза. При необходимости, в 2013 году USAID готов рассмотреть дополнительное обеспечение препаратами второго ряда. Таким образом, дефицит бюджета в 2013 году будет полностью покрыт за счет международных партнерских организаций и доноров.

В последующие годы, дефицит бюджета по статье «медикаменты» планируется покрыть за счет оптимизации деятельности противотуберкулезной службы и расширения амбулаторной модели лечения, что предусмотрено в Программе «Туберкулез-IV». Таким образом, в 2013 году уже будет начато внедрение амбулаторной модели лечения больных туберкулезом и реструктуризация противотуберкулезных организаций, где предусмотрено сокращение коечного фонда на 310 коек, что составит экономию около 51,0 млн. сомов, которые будут направлены на покрытие дефицита расходов Программы «Туберкулез-IV».

9. План реализации Программы

Для полноценного исполнения Программы «Туберкулез-IV» разработан План мероприятий по ее реализации.

Всемирная организация здравоохранения, международные и другие партнерские организации (по согласованию) будут оказывать техническую помощь в подготовке, реализации и оценке противотуберкулезных мероприятий. Техническое руководство и протоколы, разработанные на основании международных стандартов и рекомендаций, будут внедрены и послужат руководством к действию для медицинских работников. Для оценки эффективности реализации оценки Программы «Туберкулез-IV» планируется проведение среднесрочной (в 2014 году) и финальной (в 2016 году) оценки.

Борьба с туберкулезом: рекомендации ВОЗ

ВОЗ еще в 1993 г. объявила туберкулез глобальной проблемой. Он является одной из основных причин смерти среди инфекционных заболеваний, поэтому ни одно государство не может позволить себе игнорировать эту проблему. 23 октября 2013 г. ВОЗ опубликовала доклад, посвященный вопросам борьбы с упомянутым заболеванием. В его основу легли данные, предоставленные в 2013 г. 197 странами, на которые приходится более 99% случаев заболевания туберкулезом в мире. В соответствии с публикацией, в результате своевременного лечения этой патологии удалось спасти жизни более 22 млн человек. В докладе также указано, что количество больных туберкулезом уменьшается, и в 2012 г. этот показатель составил около 8,6 млн человек, а количество случаев смерти — 1,3 млн.

Эти данные подтверждают, что в рамках установленных ООН целей развития тысячелетия мир идет к достижению целевого показателя 2015 г. в плане снижения заболеваемости туберкулезом. наряду с целевым показателем 50% сокращения смертности от него к 2015 г. (по сравнению с 1990 г.). В докладе ВОЗ содержится специальное дополнение «Обратный отсчет до 2015 г.», в котором отображена полная информация о прогрессе относительно достижения международных целей по туберкулезу: показано, находятся ли страны с высоким уровнем заболеваемости туберкулезом на правильном пути решения проблем или «сбились с пути», и что можно предпринять по мере приближения 2015 г.

В докладе подчеркивается необходимость качественного прорыва в лечении и профилактике туберкулеза, чего можно добиться лишь в случае решения 2 основных проблем:

1) около 3 млн человек (то есть каждый третий заболевший туберкулезом) в настоящее время не проходят лечения;

2) распространенность мультирезистентного туберкулеза.

В центре обеих проблем — нехватка финансовых ресурсов, а также невозможность полного охвата населения программами по борьбе с туберкулезом.

По оценкам ВОЗ, лишь в 2012 г. мультирезистентный туберкулез был выявлен у 450 тыс. человек. Самый высокий уровень заболеваемости мультирезистентным туберкулезом отмечены в Китае, Индии и России.

Несмотря на то что в мире в 2012 г. количество пациентов, выявленных при помощи тестов быстрой диагностики, увеличилось более, чем на 40%(до 94 тыс.), три четверти случаев мультирезистентного туберкулеза по-прежнему не диагностированы. Еще большую тревогу вызывает то обстоятельство, что около 16 тыс. больных мультирезистентным туберкулезом, о которых было сообщено ВОЗ в 2012 г., не получают лечения.

Как подчеркивается в докладе, необходимо обратить более пристальное внимание на двойную эпидемию туберкулеза и ВИЧ: несмотря на то что за последнее десятилетие достигнут значительный прогресс в охвате антиретровирусной терапией больных с коинфекцией туберкулез/ВИЧ, в 2012 г. менее 60% из них получали антиретровирусные препараты.

Пять приоритетных мер

ВОЗ рекомендует странам пять шагов, которые могут обеспечить успех в борьбе с туберкулезом уже к 2015 г.:

  • повышение доступа к качественной диагностике и лечению туберкулеза во всех общественных или частных учреждениях здравоохранения;
  • акцент на проблеме мультирезистентного туберкулеза;
  • максимально полный охват антиретровирусной терапией больных с коинфекцией туберкулез/ВИЧ;
  • увеличение финансирования мероприятий по борьбе с туберкулезом в странах с низким и средним уровнями дохода;
  • быстрое внедрение новых инструментов диагностики туберкулеза (в странах с высоким уровнем заболеваемости).

Как подчеркивает Осаму Кунии, руководитель отдела стратегии, инвестиций и воздействия Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, новый доклад ВОЗ демонстрирует значительные достижения стран в борьбе с туберкулезом. В то же время международному сообществу необходимо уделить внимание увеличению финансирования борьбы с этим заболеванием.