Профилактика кори и краснухи приказ

Размещен: 4 Сентября 2013 г.

Об утверждении Программы Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013-2015 гг.)» и плана её реализации Об утверждении Программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации .

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по кори и краснухе в Российской Федерации и в зарубежных странах, а также документы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по данному вопросу, установил.

Повсеместное использование живых вакцин привело к значительному снижению заболеваемости корью и краснухой во многих странах мира, что дало основание Всемирной организации здравоохранения разработать «Региональный стратегический план элиминации кори и краснухи и предупреждению синдрома врожденной краснухи (СВК)».

Государства-члены Европейского региона ВОЗ, в том числе Российская Федерация, достигли к 2010 году значительного прогресса в реализации указанного плана. Однако конечная цель элиминации не была достигнута из-за недостаточного уровня популяционного иммунитета. С середины 2009 года в странах Западной Европы произошел значительный рост заболеваемости корью. В 2011 году в 38 странах региона зарегистрировано более 25,8 тыс. случаев заболеваний.

С учетом складывающейся в Европейском регионе эпидемиологической обстановки по кори и краснухе, в 2010 году на 60-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ срок достижения элиминации кори и краснухи в регионе был перенесен на 2015 год.

В целях обеспечения в дальнейшем возможности проведения сертификации Европейского региона как территории, свободной от эндемичных кори и краснухи, Всемирная организация здравоохранения с 2013 года начинает в регионе процедуру верификации – наблюдение и экспертную оценку мероприятий по элиминации кори и краснухи и их результативности в странах Европейского региона. Данное наблюдение основывается на представляемых ежегодно странами региона доказательных материалах по данной проблеме, подготовленных независимыми экспертными комиссиями стран.

В Российской Федерации в 2007 — 2010 годах, при стабильно высоком охвате населения прививками против кори (95% и более) относительные показатели заболеваемости корью не превышали 1,0 случая на млн. населения, при этом циркуляции эндемичного штамма вируса кори не отмечалось, что свидетельствовало о вступлении страны в стадию элиминации инфекции.

Вместе с тем, в последние годы в ряде субъектов Российской Федерации, в результате просчетов в работе по организации иммунизации населения, накопились группы восприимчивых к коревой инфекции лиц. При ухудшении эпидситуации по кори во многих странах мира и увеличении числа «завозных» случаев в 2011-2012 годах, произошел значительный рост заболеваемости населения Российской Федерации, когда показатель заболеваемости превысил значение 2010 года в 4,4 и в 14 раз соответственно.

При этом выраженный рост заболеваемости корью наблюдался только в субъектах Северо-Кавказского и Южного федеральных округов и в г. Москве, тогда как в остальных регионах случаи заболеваний не регистрировались, либо распространение инфекции не превышало двух генераций, что свидетельствует о достаточно высоком коллективном иммунитете на большинстве территорий страны.

По результатам эпидемиологического расследования вспышечной заболеваемости корью в ряде субъектов Российской Федерации выявлены серьезные недостатки в работе по иммунизации населения против кори, включая дефекты планирования и отчетности, недостаточный охват прививками населения, прежде всего из числа групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, мигрантов, кочующих групп населения и других), позднюю диагностику заболевания, нарушения противоэпидемического режима в медицинских стационарах, недостатки в работе в очагах коревой инфекции.

Принимая во внимание отсутствие циркуляции на территории Российской Федерации эндемичного вируса кори, поддерживаемый на высоком уровне охват населения страны прививками против кори, обеспечивающий отсутствие или регистрацию лишь единичных случаев заболеваний в большинстве субъектов Российской Федерации, достижение и поддержание элиминации кори на всей территории Российской Федерации представляется возможным.

В настоящее время в существующую систему надзора за корью интегрируется надзор за краснухой, в том числе за врожденной краснушной инфекцией (ВКИ) и синдромом врожденной краснухи (СВК).

В результате массовых прививок против краснушной инфекции заболеваемость краснухой с 2005 по 2012 год снижена более, чем в 150 раз (с 100,8 на 100 тыс. до 0,67 соответственно). В 2012 году на территории 25 субъектов Российской Федерации случаи краснухи не регистрировались, в 57 субъектах показатель заболеваемости краснухой был менее 1 случая на 100 тыс. населения. В возрастной структуре заболевших преобладают взрослые (92%). Среди переболевших краснухой в 2012 году 90,7% составили лица, не привитые против этой инфекции, и лица с неизвестным прививочным анамнезом.

В 2011-2012 годах 94-95% очагов краснухи не имели распространения инфекции, что свидетельствует о достаточно высоком уровне коллективного иммунитета.

В последние годы регистрируются единичные случаи синдрома врожденной краснухи, вместе с тем исключить возможность недоучета этих случаев нельзя.

Определен генотипический пейзаж штаммов вируса краснухи, циркулирующих в разных регионах России. В 2010-2011 годах подавляющее большинство штаммов идентифицированы как представители генотипа 1H, близкородственные штаммам, циркулировавшим ранее в регионе СНГ (Российская Федерация, Казахстан, Беларусь; 2004-2009гг).

Использование опыта работы по элиминации кори в Российской Федерации, поддержание на должном уровне охвата населения профилактическими прививками против этой инфекции при успешной интеграции надзора за краснушной инфекцией в систему надзора за корью позволяет считать реальной возможность элиминации краснушной инфекции на территории Российской Федерации.

Важнейшей задачей на предстоящие три года является достижение элиминации кори и краснухи на всей территории Российской Федерации и организация мероприятий на федеральном и региональном уровнях по осуществлению верификации процесса элиминации этих заболеваний в соответствии с международными требованиями.

Для предупреждения распространения кори и краснухи и элиминации этих инфекций на территории Российской Федерации необходимо обратить особое внимание на повсеместное достижение и поддержание высокого охвата прививками населения, в том числе труднодоступных групп (население, проживающее на отдаленных территориях, кочующие группы населения, переселенцы, лица без определенного места жительства, иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации).

При этом следует учитывать развивающиеся международные связи, прежде всего туристические, а также значительные потоки мигрантов из стран СНГ, которые поддерживают высокий риск завоза кори и краснухи из неблагополучных стран.

В целях совершенствования и повышения эффективности мероприятий по профилактике кори и краснухи и достижения их элиминации в Российской Федерации в 2013-2015 годах, а также организации и проведения процедуры верификации элиминации этих инфекций и в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1), ст. 21; № 1 (ч. 1) ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591), ст. 1 Федерального закона от 30 июня 2006 года № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 27, ст. 2879), а также в целях реализации принятых документов Всемирной организации здравоохранения по данному вопросу (Региональный стратегический план элиминации кори и краснухи и предупреждения синдрома врожденной краснухи (СВК) (Европейское региональное бюро ВОЗ), Руководство по эпидемиологическому надзору за корью, краснухой и СВК в Европейском регионе ВОЗ (2010г.). Резолюция Европейского регионального комитета ВОЗ: обновленная приверженность достижению к 2015 году целей элиминации кори и краснухи и профилактики синдрома врожденной краснухи (Европейский региональный комитет ВОЗ, 60-я сессия, 2010г.),

п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить программу «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013-2015гг.)» (далее — Программа) (Приложение №1), и План мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации» (далее – План) (Приложение № 2).

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления рекомендовать:

2.1. Установить действенный контроль за разработкой и выполнением региональных планов мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)».

2.2. При необходимости рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий региональных планов по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)».

2.3. Оказывать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в проведении в средствах массовой информации разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики и элиминации кори и краснухи.

3. Ответственным исполнителям Плана рекомендовать принять действенные меры по организации и контролю за проведением мероприятий, предусмотренных Планом.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан:

4.1. Разработать и внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональные планы мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)».

4.2. Повысить уровень взаимодействия с заинтересованными организациями и учреждениями в реализации разработанных региональных

планов мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)».

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации», руководителям научно-исследовательских учреждений Роспотребнадзора обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с Планом (Приложение №2) и региональными планами мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)».

6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить действенный контроль за выполнением региональных планов мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)». Информацию о ходе их реализации ежегодно представлять в Роспотребнадзор в срок до 20 апреля следующего за отчетным года.

7. ФБУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии» им. Г. Н.Габричевского Роспотребнадзора (В. А. Алешкин):

7.1. В срок до 01.06.2013 представить в Роспотребнадзор предложения по составу национальной комиссии по верификации процесса элиминации кори и краснухи (НКВ) в Российской Федерации.

7.2. Разработать с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения и представить в Роспотребнадзор в срок до 01.06.2013 пакет документов для организации процедуры верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Руководитель Г. Г. Онищенко

Вид документа — Постановление Правительства РФ
Номер — № 17
Дата принятия — 17.04.2013

Профилактика кори и краснухи приказ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 2 декабря 2015 года N 1826

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 2 декабря 2015 года N 352

Об утверждении Плана мероприятий по профилактике кори и краснухи на период верификации их элиминации в Челябинской области на 2016 — 2018 годы

Другие публикации:  Лечение при простуде суставов

Повсеместное использование живых вакцин привело к значительному снижению заболеваемости корью и краснухой во многих странах мира, что дало основание Всемирной организации здравоохранения разработать «Региональный стратегический план элиминации кори и краснухи и предупреждению синдрома врожденной краснухи (СВК)».

В целях обеспечения в дальнейшем возможности проведения сертификации Европейского региона как территории, свободной от эндемичных кори и краснухи, Всемирная организация здравоохранения с 2013 года начинает в регионе процедуру верификации — наблюдение и экспертную оценку мероприятий по элиминации кори и краснухи и их результативности в странах Европейского региона.

Целью Программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 — 2015 гг.)», утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 апреля 2013 года N 17, является достижение, поддержание и верификация элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации, в том числе на территории Челябинской области.

В 2013 — 2014 гг. в Челябинской области сложилась неблагополучная ситуация по заболеваемости корью, обусловленная ростом инфекции в регионах Российской Федерации и сопредельных государствах и завозом случаев на территорию Челябинской области с распространением среди непривитого населения.

Заболеваемость корью регистрировалась в 7 муниципальных образованиях Челябинской области с общим количеством заболевших 111 человек. Показатель заболеваемости корью в 2013 году по Челябинской области превысил показатель Российской Федерации в 1,7 раза, в 2014 году — в 5,7 раза ниже общероссийского показателя. Наибольший удельный вес заболевших — 52,3 % — приходился на Троицкий городской округ, где из 58 заболевших 46 — лица цыганской национальности. Среди всех заболевших лица цыганской национальности составили 55,9 % (62 человека).

Заболеваемость корью в Челябинской области в 2013 году регистрировалась на протяжении 5,5 инкубационных периодов. На долю взрослого населения приходилось 42,3 % от общего числа заболевших.

Из 47 заболевших взрослых корью — 6,4 % болели ранее, 14,9 % не привиты против кори, 6,4 % имели только вакцинацию против кори, 19,1 % имели ревакцинацию против кори и у 53,2 % прививочный анамнез неизвестен.

Лабораторный диагноз кори подтвержден у 111 больных, при генотипировании установлен генотип D8, эндемичный для Индии и широко распространенный в Таиланде, странах Западной Европы, Турции и Грузии.

Благодаря комплексу профилактических и противоэпидемических мероприятий заболеваемость корью снизилась и достигла спорадического уровня. В 2015 году зарегистрирован один завозной случай кори (импортированный) у гражданина Республики Кыргызстан.

Однако по результатам эпидемиологического расследования выявлены серьезные недостатки в работе по иммунизации населения против кори, включая дефекты планирования и отчетности, недостаточный охват прививками населения, прежде всего из числа групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, мигрантов, кочующих групп населения и других), позднюю диагностику заболевания корью, нарушения противоэпидемического режима в медицинских стационарах, недостатки в работе в очагах коревой инфекции.

В настоящее время в существующую систему надзора за корью интегрируется надзор за краснухой, в том числе за врожденной краснушной инфекцией (далее именуется — ВКИ) и синдромом врожденной краснухи (далее именуется — СВК).

В результате массовых прививок против краснушной инфекции заболеваемость краснухой в Челябинской области с 2005 года по 2013 год снизилась более чем в 3,5 тысячи раз (с 226,0 на 100 тыс. населения до 0,06 на 100 тыс. населения соответственно). В 2014 — 2015 гг. на территории Челябинской области случаи краснухи не регистрировались, что свидетельствует о достаточно высоком уровне коллективного иммунитета.

В последние годы не регистрировались и случаи синдрома врожденной краснухи, вместе с тем исключить возможность недоучета этих случаев нельзя.

В целях совершенствования и повышения эффективности мероприятий по профилактике кори и краснухи и достижения их элиминации в Челябинской области в 2016 — 2018 годах, а также организации и проведения процедуры верификации элиминации этих инфекций и в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

1. Утвердить прилагаемые:

план мероприятий по профилактике кори и краснухи на период верификации их элиминации в Челябинской области на 2016 — 2018 годы;

план обследования больных с экзантемой и лихорадкой.

2. Руководителям органов управления и медицинских организаций муниципальных образований Челябинской области рекомендовать:

1) обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с Планом мероприятий по профилактике кори и краснухи на период верификации их элиминации в Челябинской области на 2016 — 2018 годы, утвержденным настоящим приказом;

2) разработать и утвердить Планы мероприятий по профилактике кори и краснухи на период верификации их элиминации в Челябинской области на территории обслуживания, с представлением копий утвержденных планов в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области в срок до 10.04.2016;

3) обеспечить межведомственное взаимодействие по вопросам проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий против кори среди мигрантов, в том числе нелегальных, и других труднодоступных контингентов (лиц без определенного места жительства, кочующих групп населения);

4) не допускать до работы медицинских работников без сведений о профилактических прививках либо не привитых в рамках Национального календаря профилактических прививок (против дифтерии, столбняка, гепатита B, гриппа — без ограничения возраста, кори — у лиц до 35 лет, краснухи — у женщин до 25 лет) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок»;

5) принять меры по поддержанию охвата детей профилактическими прививками против кори в декретированные сроки (1 год и 6 лет) на уровне не менее 95 %;

6) обеспечить двукратную иммунизацию против кори с охватом не менее 90 % лиц в возрасте от 18 до 35 лет, ранее не привитых, не болевших корью, не имеющих сведений о профилактических прививках и привитых однократно, в первоочередном порядке контингентов из групп риска: медицинских работников, педагогов, работников торговли, студентов высших и средних учебных заведений, призывников, мигрантов и труднодоступных групп населения, иностранных граждан при их медицинском освидетельствовании или устройстве на работы. Иммунизацию против кори не привитых лиц и не имеющих сведений о прививках проводить двукратно с интервалом не менее 3 месяцев между прививками. Лиц, привитых ранее однократно, планировать на однократную ревакцинацию;

7) принять необходимые меры по соблюдению требований «холодовой цепи» на всех этапах транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов с использованием термоиндикаторов в соответствии с методическими указаниями МУ 3.3.2.2437-09 «Применение термоиндикаторов для контроля температурного режима хранения и транспортирования медицинских иммунобиологических препаратов в системе «холодовой цепи», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 21 января 2009 г.;

8) обеспечить доставку биологического материала от больных с подозрением на корь и краснуху в вирусологическую лабораторию ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» (г. Челябинск, ул. Свободы, 147) для лабораторного подтверждения каждого случая кори и краснухи в вирусологической лаборатории Регионального центра по надзору за корью и краснухой по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2003 N 117 «О реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году», по форме в соответствии с приложением 1 к настоящему приказу;

9) обеспечить активное выявление больных корью путем лабораторного обследования лиц с лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью на 4 — 14 день от ее появления, независимо от первичного диагноза, согласно плану обследования больных с экзантемой и лихорадкой, утвержденному настоящим приказом;

10) обеспечить представление отчетов по выявлению больных краснушной инфекцией и синдрома врожденной краснухи по женским консультациям и родильным домам в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Челябинской области по форме в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу;

11) провести обучающие семинары для медицинских работников по клинике, диагностике и профилактике кори и краснухи. В срок до 01.04.2016.

3. Главным врачам Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная клиническая больница N 2» Михайловой С.А., Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная клиническая больница N 3» Маханькову О.В., Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная клиническая больница N 4» Уфимцеву С.С. обеспечить исполнение пункта 2 настоящего приказа.

4. Руководителям федеральных государственных учреждений здравоохранения закрытых административных территориальных образований Челябинской области рекомендовать принять к исполнению пункт 2 настоящего приказа.

5. Начальникам территориальных отделов, начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Косаревой Р.Р. обеспечить:

1) эффективность надзора за организацией иммунопрофилактики населения, полнотой и своевременностью охвата прививками против кори декретированных групп населения и достоверностью представляемых сведений о профилактических прививках медицинскими организациями муниципальных образований Челябинской области;

2) контроль соблюдения требований санитарного законодательства при транспортировании и хранении иммунобиологических лекарственных препаратов;

4) своевременное представление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Национальный центр по надзору за корью и краснухой внеочередных донесений о вспышечной заболеваемости корью (3 и более) и краснухой (5 и более случаев).

6. Главному врачу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» Валеуллиной Н.Н. обеспечить:

1) соблюдение регламентированных сроков доставки материала от больных корью, краснухой и экзантемных больных в Региональный и Национальный научно-методический центры по надзору за корью и краснухой (далее именуется — ННМЦ) для серологических и вирусологических исследований;

2) направление сывороток для ретестирования в лабораторию Регионального центра по надзору за корью и краснухой (не более 50) при выявлении 10 % и более серонегативных лиц в возрастной группе по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2003 N 117 «О реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году», по форме в соответствии с приложением 1 к настоящему приказу;

3) ежегодное представление сведений о результатах серомониторинга, с указанием используемой тест-системы, в Региональный центр по надзору за корью и краснухой и ННМЦ;

4) проведение эпидемиологического обследования очагов кори и краснухи с заполнением карт.

7. Директору Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинский областной медицинский информационно-аналитический центр» Бавыкину М.В. обеспечить:

1) размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства здравоохранения Челябинской области в сети Интернет;

2) ведение сертифицированного программного обеспечения мониторинга иммунизации с целью создания объединенной системы автоматизированного учета прививок.

8. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Челябинской области Сахарову В.В. и заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Лучинину С.В.

Министр здравоохранения
Челябинской области
С.Л.КРЕМЛЕВ

Руководитель Управления
Роспотребнадзора
по Челябинской области
А.И.СЕМЕНОВ

План мероприятий по профилактике кори и краснухи на период верификации их элиминации в Челябинской области на 2016 — 2018 годы

Утвержден
приказом
Министерства здравоохранения
Челябинской области N 1826,
Управления Роспотребнадзора
по Челябинской области N 352
от 2 декабря 2015 года

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 апреля 2013 г. № 205 “О подготовке и представлении материалов для верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации”

В целях реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013-2015 гг.)» и организации подготовки материалов для представления в Европейскую региональную комиссию по верификации элиминации кори и краснухи (RVC) приказываю:

1.1. Состав комиссии по верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации (приложение № 1)

1.2. Форму отчета по элиминации кори и краснухи (приложение № 2).

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан (по согласованию) обеспечить:

2.1. Проведение сбора необходимой информации и заполнение формы отчета по элиминации кори и краснухи. Принять к сведению, что в 2013 году отчет представляется за 2010, 2011 и 2012 годы, далее — за прошедший год.

2.2. Представление отчета по элиминации кори и краснухи в закрепленный региональный центр по надзору за корью и краснухой в срок до 01.05.2013, далее ежегодно в срок до 1 марта следующего за отчетным года.

2.3. Проведение информационно-разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики кори и краснухи, верификации элиминации этих заболеваний.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по городам Москве, Санкт-Петербургу, Красноярскому, Пермскому, Приморскому краям, Нижегородской, Ростовской, Новосибирской, Амурской областям, Республике Башкортостан (региональные центры по надзору за корью и краснухой) обеспечить:

3.1. Обобщение представленных прикрепленными субъектами Российской Федерации материалов (отчетов по элиминации кори и краснухи и справочных материалов) и формирование отчета регионального центра по надзору за корью и краснухой в соответствии с приложением № 2.

Другие публикации:  Заразиться гепатитом с через посуду

3.2. Представление отчета регионального центра по надзору за корью и краснухой (отчет по элиминации кори и краснухи на прикрепленных территориях и справочный материал, первичные документы субъектов Российской Федерации) во ФГУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского» Роспотребнадзора (Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой) в срок до 01.06.2013, далее — ежегодно в срок до 1 апреля следующего за отчетным года.

4. ФГУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского» Роспотребнадзора (Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой) обеспечить:

4.1. Оказание консультативной помощи региональным центрам по надзору за корью и краснухой, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан по вопросам организации и проведения документального подтверждения элиминации кори и краснухи на территориях субъектов Российской Федерации.

4.2. Обобщение отчетов по элиминации кори и краснухи, представленных региональными центрами по надзору за корью и краснухой.

4.3. Формирование пакета информационных материалов по вопросам элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации за отчетный период для представления в комиссию по верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации.

4.4. Представление обобщенных материалов в комиссию по верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации в срок до 01.07.2013, далее — ежегодно в срок до 1 мая следующего за отчетным года.

5. Комиссии по верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации обеспечить:

5.1. Проведение экспертной оценки документации, подтверждающей элиминацию эндемичной кори и краснухи в субъектах Российской Федерации, представленной ФГУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского» Роспотребнадзора (Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой).

5.2. Подготовку отчета и экспертного заключения о достижениях по элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации и представления его в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в срок до 20.07.2013, далее — в срок до 10 июня следующего за отчетным года.

6. Управлению эпидемиологического надзора (Ежлова Е.Б.) обеспечить:

6.1. Организационно-методическую помощь управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и органам управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации в организации работы по прохождению процедуры верификации элиминации кори и краснухи, комиссии по верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации.

6.2. Контроль за своевременным предоставлением отчетных документов по элиминации кори и краснухи в региональные центры по надзору за корью и краснухой, Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой, комиссию по верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации.

6.3. Организацию сбора и представления в комиссию по верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации дополнительной информации по вопросам элиминации кори и краснухи в Российской Федерации (по запросам комиссии).

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником

6.3. Представление отчета и экспертного заключения о достижениях по элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации, подготовленных комиссией по верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации, в Европейскую региональную комиссию по верификации элиминации кори и краснухи (RVC) в срок до 31 июля, следующего за отчетным года.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Об организации мероприятий по профилактике кори и краснухи на территории Приморского края в 2016 г.

В Российской Федерации с 2013 года в ежегодном режиме готовятся материалы для верификации элиминации кори и краснухи (согласно приказу Роспотребнадзора № 205 от 11.04.2013 «О подготовке и представлении в Российской Федерации»), отчет и справка о проведенных мероприятиях в Приморском крае в ежегодном режиме поступают в Приморский региональный центр по надзору за корью и краснухой (ПримРЦ) и Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой (ННМЦ).

В Приморском крае в целях профилактики кори и краснухи разработаны и введены в действие «Программа «Элиминация кори и краснухи в Приморском крае» (2016-2020 гг.), «План мероприятий по реализации программы «Элиминация кори и краснухи в Приморском крае» (2016-2020 гг.)» (утверждены руководителями Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», департамента здравоохранения Приморского края 19.09.2016 г.), проведено аппаратное совещание департамента здравоохранения Приморского края «Об исполнении «Плана мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации» в Приморском крае» (21.09.2016 г.).

Эпидемиологический надзор за корью и краснухой в крае включает в себя наблюдение за эпидемическим процессом, включая слежение за заболеваемостью (в том числе активный эпидемиологический надзор за возможно пропущенными случаями заболеваний), привитостью населения, иммунологической структурой, циркуляцией возбудителей, лабораторной диагностикой с последующим принятием управленческих решений и разработкой прогноза.

Эпидемиологическая обстановка по заболеваемости корью и краснухой в Приморском крае в 2016 г. была благополучной, случаи лабораторно подтвержденных заболеваний не зарегистрированы, многолетняя динамика заболеваемости корью и краснухой в Приморском крае в сравнении с Российской Федерацией представлена на рис. 1, 2.

С 2005 года проводится активный надзор за корью среди больных с экзантемными заболеваниями не зависимо от первичного диагноза (обследование на наличие ранних противокоревых антител в Приморском региональном центре по надзору за корью и краснухой). В 2016 г. в рамках активного надзора обследовано 54 чел. с лихорадкой и сыпью из 22 муниципальных образований на наличие ранних противокоревых и противокраснушных антител (в 2015 г. – 50 из 25 муниципальных образований, 2014 г. — 54 чел. из 27 муниципальных образований, в 2013 г. – 53 чел. из 20 муниципальных образований), в 2014-2016 гг. пропущенных случаев кори не выявлено, в 2013 г. выявлено 2 случа кори (в г. Владивосток у непривитого ребенка, в г. Уссурийск у 2-кратно привитого взрослого). Несмотря на то, что план-график исследований в целом по краю выполняется, в 2016 г. не обеспечено выполнение плана-графика исследований в медицинских организациях Октябрьского и Тернейского районов. Ежегодно отмечаются нарушения порядка и сроков отбора проб от больных с экзантемными заболеваниями: в медицинских организациях ранее 4 дня от появления сыпи отбираются сыворотки крови от больных с экзантемными заболеваниями, что приводит к ложноотрицательным результатам и нерезультативному исследованию по поиску пропущенных случаев кори (в 2016 г. это имело место в медицинской организации г. Партизанск); позже 72 часов от взятия пробы доставляются в лабораторию, что снижает эффективность проводимого активного надзора за корью и в случае выявления положительных результатов не обеспечит своевременности проведения противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции (в 2016 г. нарушение срока доставки имело место в медицинских организация гг. Артем, Находка, Лесозаводск, Спасского, Ханкайского, Хасанского, Кавалеровского района).

Организован эпидемиологический надзор за врожденной краснушной инфекцией и синдромом врожденной краснухи согласно МУ 3.1.2.2356-08 «Эпидемиологический надзор за врожденной краснухой». Отслеживается заболеваемость беременных женщин краснухой и состояние здоровья беременных женщин в очагах краснухи. В 2016 г. в г. Владивосток при скрининге среди беременных женщин была выявлена женщина с положительными ранними противокраснушными антителами, при динамическом клинико-лабораторном наблюдении диагноз краснухи не подтвердился, женщина в январе 2017 г. родила здорового ребенка. В контакте с больными краснухой в 2016 г. беременных женщин не было. Синдром врожденной краснухи (СВК) клинически и при лабораторном обследовании новорожденных не регистрировался.

Анализ показателей эпидемиологического надзора за корью/краснухой в 2016 г. свидетельствует, что в крае сохраняется настороженность в отношении выявления клинических случаев заболеваний, не исключающих корь и краснуху: по первичным диагнозам были зарегистрированы 1 случай кори (г. Владивосток), 8 случаев краснухи (г. Владивосток, Шкотовский р-н), в дальнейшем при лабораторной расшифровке диагнозы не подтверждены.

В 2016 г. в крае в целом сохраняются нормативные показатели охвата иммунизацией против кори и краснухи детей в календарные сроки, однако по-прежнему не достигнута задача охвата своевременной иммунизацией в календарные сроки детей в каждом муниципальном образовании и амбулаторно-поликлиническом учреждении (вакцинацией детей в 1 год против кори и краснухи в гг. Артем, Лесозаводск, Чугуевском и Черниговском районах; ревакцинацией детей в 6 лет против кори и краснухи – в г.г. Уссурийск, Артем, Чугуевском и Черниговском районах), Таблицы №№1, 2.

Сохраняется ежегодный рост числа детей в возрасте с 1 года до 17 лет, не привитых против кори: в Приморском крае по состоянию на 01.01.2017 г. не привито против кори 3311 чел., 0,96% данной возрастной группы (на 01.01.2016 г. — 3214 чел., 0,94% данной возрастной группы; на 01.01.2015 г. — 3059 чел., 0,89% данной возрастной группы). Основная причина отсутствия профилактических прививок против кори у детей – отказы родителей: в 2016 г. их было 2457, 74,2% от числа непривитых против кори детей (в 2015 г. — 2319 (72,2% соответственно), в 2014 г. — 2332 (76,2% от числа соответственно)). Кроме того, сохраняется значительное число непривитых против кори детей по причинам временных (в 2016 г. – 710, 2015 г. — 730, 2014 г. — 587) и постоянных (в 2016 г. – 143, 2015 г. — 158, 2014 г. — 159) медицинских отводов. Наибольший удельный вес непривитых против кори детей отмечается в гг. Артем (1,6% от численности детей 1-17 лет), Владивосток (1,2%), Уссурийск (1,2%), Лесозаводск (1,2%), Черниговском (1,8%), Тернейском (1,6%), Партизанском (1,5%), Чугуевском (1,3%), Лазовском (1,1%), Хорольском (1,04%), Хасанском (0,99%) районах.

Среди взрослых 18-35 лет процент иммунных к кори лиц на 01.01.2017 г. составил в целом по краю 99,6%, 474587 из 476551 чел. (по состоянию на 01.01.2016 г. — 99,6%, на 01.01.2015 г. – 98,7%). В 2016 г. среди взрослых 18-35 лет переболевших корью ранее было 1,1% (5078 чел.), 1-кратно привитых – 0,3% (1594 чел.), 2-х кратно привитых – 98,2% (467915 чел.) (в 2015 г. соответственно 1,1% болели корью ранее, 0,6% привиты однократно, 97,9% привиты 2-кратно; в 2014 г. соответственно 1,3% болели корью ранее, 0,5% привиты однократно, 96,9% привиты 2-х кратно), изменение состояния иммунизации против кори за 2011-2016 гг. представлено на рис. 3. Во всех муниципальных образованиях в 2013-2015 гг. обеспечен охват 2-кратной иммунизацией против кори взрослых 18-35 лет более 90%, Таблица №1.

Не имеют прививок против кори среди взрослых 18-35 лет 0,4% от численности данной возрастной группы, 1964 чел. (в 2015 г. – 0,4%, 1698 чел., в 2014 г. – 1,3% взрослых 18-35 лет). Основные причины – неизвестный прививочный анамнез (1471 чел., 74,9%), отказы от иммунизации (234 чел., 11,9%), постоянные медицинские отводы (170 чел., 8,7%), временные медицинские отводы (89 чел., 4,5%) (в 2015 г. — неизвестный прививочный анамнез (1153 чел., 67,9%), постоянные медицинские отводы (276 чел., 16,3%), отказы от иммунизации (197 чел., 11,6%); в 2014 г. — неизвестный прививочный анамнез (4945 чел., 84,5%), отказы от иммунизации (484 чел., 8,3%), постоянные медицинские отводы (351 чел., 6,0%)). Наибольшее число непривитых против кори взрослых 18-35 лет имеет место в Анучинском (2,64% от численности данной возрастной группы), Кавалеровском (1,04%) районах, гг. Владивосток (0,73%), Артем (0,45%), Спасск-Дальний (0,43%).

Организован анализ состояния иммунизации взрослого населения 18-35 лет из «групп риска». Охват профилактическими прививками за 2011-2016 г.г., в том числе 2 дозами живой коревой вакцины, представлен в Таблице №3. В 2011-2016 г.г. среди взрослых 18-35 лет, в том числе среди «групп риска» решена задача 90%-ного охвата прививками против кори (за исключением работников социальной сферы, которые включены в «группы риска» в соответствии с национальным календарем профилактических прививок с 2016 г.). Учитывая, что Программой «Элиминация кори и краснухи в Российской Федерации (2016-2020 гг.)» поставлены задачи довести охват прививками детского и взрослого населения декретированных возрастных групп до уровня 95-98% и выше в каждой медицинской организации и добиться 95%-ного и выше охвата прививками профессиональных групп населения (медицинские работники, преподаватели, студенты, торговые работники и др.), при оценке охватов 2-мя дозами коревой вакцины подлежащих в профессиональных группах риска установлено, что не достигнут 95%-ный охват:

— среди медицинских работников в Хасанском (90,6%), Анучинском (91,2%), Кавалеровском (93,8%) районах, г. Владивосток (94,1%);

Другие публикации:  Какое лекарство от гриппа лучше

— среди работников образовательных учреждений в Хасанском (92,5%) районе;

— среди работников торговли в г. Владивосток (89,1%), Хасанском (93,6%), Анучинском (94,9%) районах;

— среди работников транспорта в г. Владивосток (86,2%), г. Партизанск (91,4%), Надеждинском (92,9%) районе;

— среди работников социальной сферы в гг. Уссурийск (546%), Владивосток (60,0%), Артем (85,9%), Октябрьском (55,6%), Пограничном (70,8%), Кавалеровском (88,2%), Шкотовском (93,3%) районах;

— среди работников коммунальной сферы в Черниговском (57,2%), Михайловском (74,1%), Октябрьском (81,6%), Надеждинском (81,8%), Кавалеровском (94,6%), Партизанском (94,9%) районах, гг. Артем (83,9%), Лесозаводск (88,9%), Партизанск (92,0%), Уссурийск (92,3%), Владивосток (94,9%).

В связи с изменениями в национальном календаре профилактических прививок в части проведения иммунизации контингентов из «групп риска» в возрасте 36-55 лет проведена корректировка плана иммунизации против кори на 2016 г. с учетом данных контингентов, однако вакцина для иммунизации данных возрастных контингентов в Приморский край не поступила. Данные о состоянии иммунизации «групп риска» в возрастах 36-55 лет – вакцинации и ревакцинации — представлены в Таблице №4.

Сведения об иммунизации труднодоступных групп населения против кори представлено в Таблице №5. Наибольшие трудности вызывает обеспечение охвата иммунизацией среди кори в контингентах взрослых 18-35 лет среди беженцев и переселенцев, детей 1-17 лет среди членов религиозных общин. При этом сохраняет актуальность проблема недоучета лиц из труднодоступных групп населения, что может привести к ухудшению эпидемиологической обстановки в случае попадания источника инфекции в данные коллективы. Требует совершенствования работа по взаимодействию с заинтересованными ведомствами, религиозными общинами, другими институтами гражданского общества по выявлению труднодоступных групп населения и организации среди них прививок против кори.

Среди 85899 девушек и женщин 18-25 лет по состоянию на 01.01.2017 г. иммунны к краснухе 99,5%, в том числе 2471 чел. болели краснухой ранее (2,9%), 2271 чел. привиты однократно (2,6%), 80732 чел. привиты 2-кратно (94,0%) (на 01.01.2016 г. иммунны к краснухе 99,3%, в том числе 4,7% болели краснухой ранее, 11,1% привиты однократно, 83,6% привиты 2-кратно; на 01.01.2015 г. иммунны к краснухе 99,3%, в том числе 4,6% болели краснухой ранее, 32,3% привиты однократно, 62,4% привиты 2-кратно), рисунок №4. Не обеспечен 90%-ный охват иммунизацией против краснухи женщин 18-25 лет в 2016 г. – в Яковлевском (66,8%), Спасском (84,3%), Ольгинском (86,8%), Анучнском (86,9%) районах, Таблица № 2.

При анализе состояния иммунизации против краснухи женщин 18-25 лет среди «групп риска» установлено, что по состоянию на 01.01.2017 г. в целом по краю обеспечен 95% охват иммунизацией во всех контингентах риска.

Так как своевременное и полное планирование иммунизации против кори и краснухи подлежащих является основой иммунизации, а контроль за выполнением планов и анализом причин невыполнения иммунизации обеспечивает ход иммунизации в течение года, проведение оценки выполнения планов необходимо для выявления территорий, которые приводят Приморский край в целом к невыполнению целевых показателей элиминации кори и краснухи.

В 2016 г. план иммунизации против кори выполнен среди детей по вакцинации – на 101,7% (привито 22102 чел. из 21740 чел. по плану), ревакцинации – на 99,7% (привито 21890 чел. из 21959 чел.). План иммунизации взрослых 18-35 лет выполнен по вакцинации — на 102,9% (привито 1329 чел. из 1292 чел. по плану), по ревакцинации – на 77,7% (привито 2966 чел. из 3819 чел. по плану), Таблица №6.

Среди детей в недостаточном объеме выполнен план вакцинации в гг. Артем (91,4%), Находка (96,1%), Уссурийск (96,4%), Хасанском (96,1%), Михайловском (96,3%), Надеждинском (97,1%), Пограничном (97,4%) районах при значительном перевыполнении плана вакцинации в гг. Дальнегорск (105,5%), Владивосток (109,2%), Октябрьском (109,4%), Лазовском (110,7%) районах. План ревакцинации детей против кори не выполнен в первую очередь за счет гг. Артем (93,1%), Находка (96,5%), Уссурийск (97,0%), Дальнереченск (97,7%), Лазовского (93,5%), Хасанского (96,0%), Надеждинского (96,7%), Михайловского (97,7%) районов. Значительное перевыполнение плана ревакцинации детей отмечалось в Ольгинском (103,0%), Октябрьском (110,2%), Партизанском (110,9%), Спасском (169,0%) районах, в связи с чем необходимо обратить внимание на обоснованность планирования ревакцинации в указанных территориях.

По итогам 2016 г. не обеспечено выполнение плана вакцинации против кори взрослых на территории гг. Артем (88,1%) и Владивосток (97,9%), плана ревакцинации взрослых – в гг. Владивосток (58,9%), Артем (69,9%), Партизанск (92,5%), среди причин невыполнения плана отмечаются как недостатки планирования иммунизации подлежащих, так и нехватка вакцины в конце 2016 г.

В 2016 г. план иммунизации против краснухи выполнен среди детей по вакцинации – на 102,5% (привито 22287 чел. из 21753 чел. по плану), ревакцинации – на 98,6% (привито 21583 чел. из 21900 чел.). План иммунизации девушек и женщин 18-55 лет перевыполнен по вакцинации на 105,7% (привито 486 чел. из 460 по плану), выполнен в недостаточном объеме по ревакцинации – на 96,9% (привито 1826 чел. из 1885 чел. по плану), Таблица №7.

В недостаточном объеме обеспечено выполнение плана вакцинации детей против краснухи в гг. Артем (91,4%), Находка (96,5%), Хасанском (96,1%), Надеждинском (96,9%), Михайловском (95,9%), Пограничном (97,4%) районах. Значительное перевыполнение плана отмечается в гг. Дальнегорск (106,6%), Владивосток (110,0%), Лазовском (114,6%), Октябрьском (116,4%) и Чугуевском (116,9%) районах. По ревакцинации против краснухи детей низкое выполнение плана имеет место в гг. Артем (91,8%), Лесозаводск (95,5%), Уссурийск (96,8%), Дальнереченск (97,7%), Находка (97,8%), Лазовском (93,5%), Хасанском (95,5%), Надеждинском (96,5%) районах. Перевыполнение плана отмечено в Октябрьском (107,8%), Партизанском (110,9%) районах.

Сохраняются недостатки планирования иммунизации против краснухи девушек и женщин 18-25 лет, так как отмечается значительное перевыполнение плана вакцинации, что имеет место в г. Уссурийск (136,2%), Чугуевском (200,0%), Михайловском (121,4%), Партизанском и Хорольском (в обоих районах при плане иммунизации 0 чел. выявлены подлежащие вакцинации) районах. Однако на территории г. Артем не обеспечено выполнение плана вакцинации (38,1%).

Не обеспечено выполнение плана ревакцинации против краснухи девушек и женщин 18-25 лет в крае за счет гг. Артем (57,6%), Уссурийск (72,4%), Красноармейского (0%), Хорольского (16,7%), Пограничного (56,3%), Лазовского (64,7%), Чугуевского (75,0%) районов. При этом на протяжении 2015-2016 гг. не проводится ревакцинация подлежащих на территории Красноармейского района. Не были своевременно включены в план подлежащие ревакцинации против краснухи девушки и женщины 18-25 лет на территории гг. Владивосток, Спасск-Дальний, Черниговского района, в связи с чем на данных территориях отмечено значительное перевыполнение планов ревакцинации.

Обращаю Ваше внимание, что анализ выполнения планов иммунизации свидетельствует, что при планировании иммунизации на предстоящий год не уделяется достаточное внимание обоснованности и достоверности планирования, в результате чего ежегодно отмечаются значительные отклонения выполнения от запланированных цифр. Это приводит к тому, что на итоговых Коллегиях и совещаниях Роспотребнадзора нарушения выполнения планов профилактических прививок против кори и краснухи на территории Приморского края указываются в недостатках по организации прививочной работы.

Анализируя выполнение плана иммунизации против кори и краснухи за 3 месяца 2017 года, следует отметить, что при наличии в Приморском крае достаточного количества дивакцины против кори и эпидемического паротита и вакцины против краснухи отмечается отставание темпов иммунизации в целом по краю среди детей против кори и краснухи (вакцинация – 22,6% и 22,5% соответственно, ревакцинация – 23,0% и 2,9% соответственно), среди девушек и женщин 18-25 лет по ревакцинации против краснухи (9,9%), Таблицы №№ 8, 9. Учитывая отсутствие в крае противокоревой вакцины, иммунизация взрослых против кори в рамках национального календаря профилактических прививок в 1 квартале 2017 г. проводилась только за счет остатков вакцины в медицинских организациях.

Ниже среднекраевого показателя за 3 месяца 2017 года имеет место выполнение плана вакцинации против кори детей в гг. Владивосток (19,8%), Артем (21,6%), Партизанск (21,7%), Октябрьском (13,7%), Партизанском (13,7%), Тернейском (20,2%), Ольгинском (20,6%), Черниговском (21,0%), Спасском (21,9%) районах; плана ревакцинации против кори детей – в гг. Дальнегорск (16,7%), Находка (20,7%), Владивосток (21,3%), Партизанск (21,3%), Партизанском (14,5%), Михайловском (15,7%), Тернейском (15,9%), Октябрьском (16,1%), Яковлевском (16,2%), Чугуевском (17,8%), Надеждинском (18,9%), Черниговском (20,0%), Спасском (20,9%) районах.

Отставание в выполнении плана за 3 месяца 2017 года отмечается по вакцинации детей против краснухи в гг. Артем (19,7%), Владивосток (19,8%), Партизанск (21,8%), Октябрьском (13,7%), Партизанском (13,7%), Черниговском (19,6%), Тернейском (20,2%), Ольгинском (20,6%), Спасском (21,5%), Надеждинском (21,8%) районах; по ревакцинации детей – в гг. Дальнегорск (17,5%), Находка (21,3%), Партизанск (21,4%), Партизанском (14,5%), Михайловском (15,7%), Надеждинском (15,9%), Октябрьском (16,4%), Яковлевском (16,6%), Тернейском (16,7%), Чугуевском (18,2%), Черниговском (20,2%), Спасском (20,9%) районах.

Среди девушек и женщин 18-25 лет при среднекраевом показателе выполнения плана за 3 месяца 2017 г. по вакцинации в 27,5% не начата вакцинация против краснухи подлежащих на территории гг. Артем, Лесозаводск, Кавалеровского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского районов, низкое выполнение плана в Пограничном (13,3%), Хасанском (20,0%) районах. По ревакцинации не начаты профилактические прививки девушек и женщин 18-25 лет в Кавалеровском, Кировском, Красноармейском, Надеждинском, Хорольском, Чугуевском районах, отстает выполнение плана на территории гг. Партизанск (2,6%), Уссурийск (3,7%), Артем (7,9%), Владивосток (19,9%), Михайловского (11,1%), октябрьского (13,3%), Пограничного (17,2%), Лазовского (18,8%), Хасанского (22,6%) районов.

При изучении состояния коллективного иммунитета к кори в 2011-2016 г.г. недостаточный уровень коллективного иммунитета отмечается ежегодно практически во всех возрастных контингентах (кроме детей 3-4 лет в 2014-2015 г.г., взрослых 40-49 лет в 2014-2016 г.г.), Таблица №10. С 2012 г. организовано ежегодное изучение состояния коллективного иммунитета среди медицинских работников, число серонегативных в данной профессиональной группе ниже, чем среди населения в целом (за исключением медицинских работников 25-29 лет в 2014-2016 г.г.).

В Приморском крае в 2016 году (с учетом крайне низких результатов изучения напряженности коллективного иммунитета к кори 2015 года) была организована и проведена дополнительная иммунизация против кори подростков 16-17 лет без учета сведений о ранее проведенных прививках на территории 3 муниципальных образований (Хасанский, Спасский, Михайловский районы), дополнительно привито 1032 чел. из 1048 подлежащих (98,5%). По итогам изучения напряженности коллективного иммунитета к кори 2016 года в дни Европейской недели иммунизации (в период с 24.04.2017 г. по 28.04.2017 г.) и далее по показаниям в мае 2017 г. запланировано проведение дополнительной иммунизации против кори подростков 16-17 лет не зависимо от данных о ранее проведенных прививках на территории гг. Арсеньев, Дальнереченск, Дальнереченского, Кавалеровского районов.

В Приморском крае ежегодно проводится обучение медицинских работников по вопросам диагностики и профилактики кори и реализации Программы «Элиминация кори и краснухи в Российской Федерации (2016-2020 гг.)» с последующим тестированием уровня знаний медицинских работников. В 2016 г. в тестировании участвовало 2800 человек, удельный вес правильных ответов составил 93,3% (в 2015 г. – 91,5%, в 2014 г. – 92,6%, при рекомендуемом показателе, свидетельствующем о достаточном уровне знаний – не менее 80,0%).

Таким образом, по итогам 2016 г. в Приморском крае при сохранении настороженности в вопросах диагностики кори и краснухи (подозрении на заболевание), сохраняются трудности учета и охвата прививками против кори взрослых 18-55 лет, в том числе в группах риска и труднодоступных группах населения; недостижение целевых показателей охвата иммунизацией против кори и краснухи в каждом муниципальном образовании; сохранение недостаточного уровня напряженности коллективного иммунитета к кори по результатам серомониторинга.