Категория с при дальтонизме

Содержание:

Можно ли получить права при дальтонизме в 2019 году

Искажение цветовосприятия может стать существенным основанием для запрета на управление автомобилем. Однако дальтонизм – это широкое понятие, объединяющее большое количество подвидов заболевания органов зрения. Поэтому судьба конкретного водителя с подозрениями на данный диагноз решается в ходе медосмотра. Рассмотрим, насколько совместимы дальтонизм и водительские права.

Что такое дальтонизм

Под дальтонизмом подразумевается спектр патологий, обладающих общим симптомом, который выражается в искаженном восприятии цвета. Закономерно, что в тяжелых случаях заболевания водитель не сможет отслеживать сигналы светофора и ему будет трудно понимать дорожные знаки из-за своего зрения. Однако то, можно ли дальтоникам водить машину, может зависеть от вида нарушения.

Виды цветовой слепоты

Осмотр у специалиста по офтальмологии является обязательной частью любой медкомиссии, несмотря на желаемую категорию прав. Проверяя водителя, окулист не только следит за остротой зрения, но и проводит тесты на дальтонизм.

За цветное зрение отвечают особые ферменты сетчатки глаза. Каждый из них позволяет воспринимать свой цвет: желтый, синий и красный. В дальнейшем они смешиваются, позволяя водителю различать полный спектр цветов. Патологией является недостаточное выделение или полное отсутствие у водителя хотя бы одного из цветов. Это и есть дальтонизм. В зависимости от разновидности и степени нарушения зрения дальтонизм различается на четыре формы.

  1. Дейтеранопия – вид дальтонизма, при котором не образуется фермент, отвечающий за восприятие оттенков зеленого у водителя. Вместо этого больной водитель видит оттенки оранжевого или розового. Из-за патологии плохо воспринимается и красный, но остальные цвета считываются оставшимися ферментами лишь с небольшими искажениями.
  2. Протанопия – форма дальтонизма, лишающая водителя возможности различать красный и частично желтый. Из-за патологии больной вместо красного видит темно-зеленый. Во время вождения это очень опасно, ведь дальтоник будет постоянно путать противоположные сигналы светофора. Тем не менее в ряде стран, например, в государствах Западной Европы водительские права при протанопии выдаются без каких-либо ограничений. Считается, что больной водитель может понимать светофор не по цветам, а на основании того, какая из ячеек горит в тот или иной момент.
  3. Из-за тританопии у водителя нарушается восприятие синего. Также при данном виде дальтонизма искажается спектр других цветов. Поэтому подобная патология однозначно является существенным ограничением на медкомиссии.
  4. Дихромазия – это полная неспособность воспринимать один из цветов. Болезнь является более тяжелой формой патологии зрения, чем перечисленные выше отклонения с общим диагнозом «дальтонизм».

По поводу опасности дальтонизма законодатели разных стран имеют чуть ли не противоположные мнения. Традиционно в Европе к дальтоникам не применяются запретительные меры, а, например, в Турции все формы болезни всегда были основанием для отказа в выдаче водителю прав на управление ТС.

В России требования законов, предъявляемые к водителям, постоянно меняются. До 2012 года, например, дейтеранопия и водительские права были вполне совместимы для категорий А и В. Документы не выдавались только при дихромазии или если человек с дальтонизмом хотел быть водителем грузовика, автобуса или профессиональным шофером.

Однако по ныне действующему законодательству требования к зрению стали жестче. Рассмотрим более подробно, какие ограничения накладывают на водителя имеющиеся формы дальтонизма, и какова допустимая при вождении острота зрения.

Какая острота зрения необходима для получения прав

Медицинские требования к остроте зрения для водителей отражены в Приказе № 302-н российского Минздрава (от 12.04.2011). Этот обширный документ регулирует перечень опасных видов деятельности, устанавливает список медицинских требований и порядок медосвидетельствования водителя, занимающегося вождением транспортного средства профессионально. Правовой акт устанавливает, какое должно быть зрение для получения водительских прав. Согласно документу, медкомиссию не пройдет водитель с остротой зрения ниже допустимых пределов:

  • меньше 0.5 на глазу, который видит лучше, и менее 0.2 на хуже видящем органе зрения с учетом использования очков или контактных линз;
  • при слепоте на один глаз второй орган зрения у водителя должен видеть не хуже 0.8 без использования корректирующих средств;
  • профессиональным водителям, работающим за рулем, необходимо обладать зрением не ниже 0.8 и 0.4 с коррекцией;
  • допустимое значение коррекции очками и линзами – 8 диоптрий, причем разница между левой и правой линзой у водителя не должна превышать 3 единицы.

В целом эти требования считаются достаточно щадящими, однако, многие водители, которые носят очки, не следят за своим зрением, привыкая к близорукости. Во время медосвидетельствования недостаточно сильные очки могут стать причиной отказа в выдаче справки.

Чтобы подобных проблем не было, рекомендуется записаться к офтальмологу до медкомиссии. Специалист скорректирует рецепт очков или контактных линз, даст рекомендации по поводу гимнастики, имеющей эффект кратковременного улучшения зрения. При прохождении медкомиссии обязательно необходимо предупредить врача о проблемах со зрением, а на освидетельствование водителю следует приносить свои очки или контактные линзы.

Теперь рассмотрим, какие требования налагает законодательство на способность воспринимать цвета водителем. При этом важно понимать, почему нельзя дальтоникам водить машину. Прежде всего, в стрессовой обстановке вождения человек с дальтонизмом может перепутать режимы светофора и из-за дефекта зрения спровоцировать ДТП. Поэтому дальтонизм – не менее существенное основание для недопущения к езде за рулем, чем близорукость водителя.

Как и где можно пройти тест на дальтонизм

Согласно нынешнему регулирующему медицинские требования по зрению законодательству, основным нормативным актом в котором является уже упоминавшийся Приказ № 302-н, любые отклонения в зрении по причине дальтонизма являются основанием для отказа в выдаче прав водителю. Медицинская справка для водителей с дальтонизмом выдается только в том случае, если они меняют права, которые были получены до 2012 года.

Для определения нарушений восприятия цветов во время осмотра у специалиста по офтальмологии проводятся тесты на дальтонизм с 27 карточками. На каждой из них представлены раскрашенные разными цветами кружочки. С помощью выделения различными оттенками на них изображается отдельная цифра или какой-нибудь символ. Водитель, не испытывающий проблем с восприятием цвета, с легкостью назовет указанные на карточке цифры, а для дальтоника на некоторых вариантах или на всех (в зависимости от формы дальтонизма) кружочки будут казаться одинаковыми.

Следовательно, нужную цифру водитель не увидит. При проведении описанного теста на зрение необходимо соблюдать строгий регламент. Медработник должен обеспечить следующие условия проверки на дальтонизм:

  • водитель должен сидеть строго спиной к окну;
  • запрещено проводить испытание при искусственном освещении;
  • каждую карточку следует показывать не менее 6 секунд, держа ее в метре от водителя;
  • изображение следует располагать на уровне глаз испытуемого водителя;
  • результаты проверки может исказить температура и другие проблемы со здоровьем, поэтому водитель, если он нездоров или чувствует недомогание, обязан перенести посещение специалиста по офтальмологии на другой день.

Поскольку при серьезных нарушениях остроты зрения и цветоаномалии в 2019 году водительские права не выдаются, проходящему медкомиссию водителю следует отнестись к имеющимся у него проблемам крайне внимательно. К проверке зрения следует тщательно подготовиться. Также необходимо следить за порядком медосвидетельствования. При любом допущенном врачами отклонении от регламента у водителя с дальтонизмом появляется возможность обжалования результатов и шанс на вторую попытку прохождения комиссии.

Стоимость прохождения

Осмотр у офтальмолога на дальтонизм входит в перечень обязательных этапов водительского медосвидетельствования. Поэтому все процедуры входят в стоимость медсправки, которая впоследствии выдается водителю. По состоянию на 2019 год она составляет 1500-2000 рублей без учета справок от нарколога и психиатра из диспансеров.

Для тех, кто сомневается в своем здоровье, существует возможность пройти исследование на дальтонизм в любом медицинском учреждении до медкомиссии. По страховому полису это можно сделать бесплатно в любой государственной клинике. Обращение к платной медицине позволит водителю сократить период ожидания в очередях. Сама процедура осмотра у специалиста практически ничем не отличается от аналогичных услуг в бесплатной клинике. Стоимость платного анализа на дальтонизм варьируется от 800 до 2000 рублей.

Если исследование не покажет существенных отклонений в восприятии цветов у водителя, полученную у врача справку можно предъявить на водительском медосвидетельствовании. Иногда на этом основании врач отказывается от проверки на дальтонизм в рамках медкомиссии или показывает не все карточки, сводя тест к формальности. Впрочем, офтальмолог вправе и не учитывать наличие справки об отсутствии дальтонизма, выданной сторонним медицинским учреждением.

Ответственность за подделку результатов медосмотра

По действующему законодательству, дальтонизм во всех его формах не позволяет водителю получить права и водить машину. Поэтому диагноз, являющийся приговором при прохождении медкомиссии, нередко пытаются скрыть путем мошенничества. Обдумывающим подобное решение гражданам следует понимать, что медицинское освидетельствование водителей транспортных средств – это охраняемая законом процедура.

Любые махинации со справкой о дальтонизме подпадают под уголовное преследование по 327 статье УК РФ. Не только за изготовление поддельной справки, но и за ее покупку у преступников водителю может грозить:

  • 2 года обязательных работ;
  • длящееся столько же времени по продолжительности тюремное заключение;
  • штраф 80 тысяч рублей.

Несмотря на то что законодательство содержит неутешительный ответ на вопрос, дают ли дальтоникам права, не стоит совершать преступление. Подложные документы выявляются при проверке водителя в ГИБДД, поэтому при наличии проблем со зрением этот вариант все равно окажется тупиковым.

Другие публикации:  Вирусный или бактериальный конъюнктивит у детей

Подводя итоги, следует констатировать, что по российским законам в 2019 году дальтоник вне зависимости от формы отклонения может получить права, только если он их меняет после окончания срока давности выданных до 2012 года документов. Для всех остальных есть только один вариант – сдача на права в ближайшем к России государстве, входящем в Венскую конвенцию и не налагающим на водителя медицинских ограничений по дальтонизму. Подписавшие документ страны позволяют ездить иностранцам по их национальным правам.

Дальтонизм у детей и взрослых — причины, виды, симптомы, лечение. Тесты на дальтонизм

Дальтонизм – достаточно распространенное нарушение зрения, заключающееся в неспособности глаз к цветовому восприятию (одного или нескольких основных цветов). В центре сетчатки глаза, в так называемом желтом пятне, находятся специальные клетки (колбочки) – фоторецепторы. Они обеспечивают восприятие цвета человеком. Колбочки бывают 3 видов, каждый из них содержит определенный вид пигмента – красный, желтый или синий. Это и есть основные цвета, а все остальные цвета и оттенки образуются при смешивании основных цветов.

Отсутствие или дефицит какого-либо пигмента вызывает нарушение восприятие цвета. Чаще всего отмечается недостаток красного пигмента, реже – синего. Если отсутствует один пигмент, то такая цветовая слепота называется дихромазией. При этом человек может различать цвета только по спектральной характеристике «теплый/холодный»: т.е. группу «красный, оранжевый, желтый» от группы «синий, фиолетовый, зеленый». А по яркости цвета пытаются различать конкретный цвет. Чаще отмечается недостаток красного пигмента, реже – синего.

Причины дальтонизма

Дальтонизм – это не самостоятельное заболевание: он является либо генетически унаследованной врожденной аномалией, либо симптомом травмы или другого заболевания (глаз, центральной нервной системы). Цветовая слепота развивается, когда в сетчатке глаза отсутствуют рецепторы (колбочки), чувствительные к данному цвету, или нарушена их функция.

Чаще дальтонизм представляет собой врожденный дефект. Передачу по наследству цветной слепоты связывают с Х-хромосомой. Носителем дефектного гена является мать, которая передает его сыну, сама оставаясь здоровой.

Приобретенный дальтонизм развивается вследствие перенесенного заболевания зрительных органов или центральной нервной системы (с поражением зрительного нерва), травматического поражения сетчатки, химического ожога, или возрастных изменений.

Так, при катаракте помутнение хрусталика препятствует прохождению света, вследствие чего изменяется восприимчивость фоторецепторов к цвету. При поражении зрительного нерва нарушается передача цветоощущения даже при нормальном цветовосприятии колбочек. При болезни Паркинсона, при опухолевом процессе, при инсульте нарушается проведение нервного импульса к колбочкам и распознавание цвета.

Цветовая слепота может распространиться на один или оба глаза (в этом случае поражения обоих глаз неравномерны). В некоторых случаях явления дальтонизма (временные или постоянные) могут быть проявлением побочного действия некоторых медикаментов.

Виды дальтонизма

Нормальным является трихроматическое световосприятие, когда в колбочках имеются в нужном количестве все 3 белковых пигмента (зеленый, красный и синий). Таких людей называют трихроматами. Фоторецепторы у них воспринимают волны длиной 552-557 нм (красный цвет), 426 нм (синий цвет), 530 нм (зеленый цвет). Суммирование волн дает яркую цветовую гамму окружающего мира.

В зависимости от того, выработка какого светочувствительного пигмента нарушена, существует 3 варианта дальтонизма: протанопия, дейтеранопия и тританопия.

  • При протанопии отмечается слепота на красную часть спектра. Человек путает красный цвет с темным зеленым и коричневым, а зеленый – со светло-серым, желтым и светло-коричневым.
  • При дейтеранопии человек не видит зеленый цвет. Зеленый оттенок мешается с розовым и оранжевым, а красный – со светло-коричневым и светло-зеленым.
  • При тританопии невидима сине-фиолетовая часть спектра; все цвета спектра воспринимаются как оттенки зеленого и красного.

Чаще всего встречается 2 типа цветослепоты: протанопия и дейтеранопия. Тританопия встречается крайне редко. По наследству может передаваться нарушение цветоощущения всех видов.

Признаки дальтонизма

На остроту зрения дальтонизм не влияет. При врожденном дальтонизме отмечается равномерное поражение обоих глаз, но заболевание не прогрессирует. Чаще отмечается не полное отсутствие какого-либо пигмента, а имеется лишь снижение функции пигмента. В течение длительного времени проявления дальтонизма могут оставаться незамеченными – окраску предметов человек различает по яркости и по тону.

Единственным симптомом дальтонизма является нарушенное цветовосприятие. Поскольку нормальным является восприятие всех трех основных цветов (трихромазия), то при недостатке или отсутствии одного из пигментов отмечается дихромазия, при полном отсутствии всех трех пигментов – ахромазия. Весь мир в таком случае окрашен для пациента в разные оттенки серого цвета.

Чаще всего отмечаются такие симптомы дальтонизма:

  • нарушенное восприятие красного цвета;
  • нарушенное восприятие синего и желтого цветов;
  • нарушенное восприятие зеленого цвета;
  • нарушенное восприятие всех трех основных цветов (встречается очень редко). При этом могут быть и другие нарушения зрения: снижение остроты зрения, повышенная чувствительность к свету – яркий свет приводит к слезотечению и резям в глазах. Очертания предметов нечеткие, размытые – пациент вынужден постоянно всматриваться, что приводит к развитию нистагма (непроизвольному подергиванию глаза).

Приобретенный дальтонизм характеризуется постепенным или внезапно возникшим изменением восприятия цвета. Он может прогрессировать (в зависимости от течения заболевания, послужившего причиной возникновения дальтонизма).

Как определить дальтонизм?


Нарушение цветовосприятия подтверждают при обследовании с помощью полихроматических таблиц, при проведении специальных тестов и использовании специальной спектральной аппаратуры.

Полихроматический тест с помощью таблиц Рабкина: обследуемому показывают поочередно 27 цветных таблиц, на которых рисунки выполнены с помощью цветных кружков или точек, разных по цвету, но одинаковых по яркости. Дальтоники не могут различить рисунок; они видят только поле, заполненное точками или кружочками.

Тест Ишихара: пациенту предлагают прочитать письмо, состоящее из красочных пятен, и по результатам определяют наличие нарушения восприятия цвета и какого именно.

Эти тесты используются для взрослых людей с ненарушенной психикой. Дети и умственно отсталые лица могут исказить результаты. Для них применяют отдельные тесты – по косвенным симптомам, на основе наблюдения за обследуемым.

При нормальном цветоощущении пациенты дают свыше 90% правильных ответов, а дальтоники – не выше 25%.

В некоторых случаях (наличие дальтоников в роду) перед зачатием женщина желает уточнить степень риска появления дальтонизма у ребенка. В этих случаях проводят генетический тест (тестирование ДНК). Этот высокоточный тест позволяет выявить ген с мутацией, но так как в настоящее время устранить мутацию гена не представляется возможным, то практического значения этот дорогостоящий метод не имеет.

Дальтонизм у мужчин и у женщин

Наследственный дальтонизм связан с Х-хромосомой. Передача чаще всего происходит от матери к сыну. А так как у мужчин в наборе половых хромосом (ХУ) только одна Х-хромосома, то дефект ее за счет мутации гена ничем не компенсируется.

По этой причине у мужчин дальтонизм проявляется в 20 раз чаще, чем у женщин: 2-8% мужчин имеют дальтонизм, а женщины – всего лишь 0,4%. Около 3-6% мужчин не различают красный и зеленый цвета; у 0,5-0,8% мужчин нарушено восприятие синего и желтого цветов; полная цветослепота встречается у 0,01% мужчин. Каждый сотый мужчина на планете имеет проявления дальтонизма.

Женщина, передавая дефектную Х-хромосому потомству, остается здоровой. Девочка может родиться с врожденным дальтонизмом только в случае родственного брака или же когда оба ее родителя дальтоники (они оба передают дочери дефектную Х-хромосому). Такая женщина может передать дефектный ген не только детям, но и внукам.

Приобретенный дальтонизм и у женщин, и у мужчин встречается с одинаковой частотой.

Дальтонизм у детей

Дальтонизм у ребенка может обнаружиться тогда, когда родители выявят, что ребенок не различает красный и серый цвет или зеленый и серый. Эти нарушения могут привести к сложностям уже на ранних этапах: в детском саду это в первую очередь воспринимается как умственная отсталость, и отношение других детей и воспитателей будет негативным в первое время. Из-за этого ребенок может замкнуться в себе, у него может развиться комплекс неполноценности.

Родители должны поговорить с учителем или воспитателем об особенностях цветовосприятия у ребенка и о возможности помочь ребенку различать те цвета, которые он может видеть; оградить его от яркого солнечного света и бликов (это немного улучшит восприятие цвета). Надо учить ребенка жить со своим особенным восприятием мира, например, запомнить, что нижний цвет светофора – зеленый, а верхний – красный. Можно попробовать использовать очки, широкие дужки которых оградят от яркого освещения. Благодаря совместным усилиям родителей и педагогов дети-дальтоники успешно адаптируются к жизни.

Лечение дальтонизма

В настоящее время методов коррекции врожденного дальтонизма не существует. Имеются попытки лечения дальтонизма с помощью генной инженерии путем внедрения в сетчатку глаза недостающего гена с использованием вирусных частиц. В специальной литературе имеется информация об удачных испытаниях технологий на обезьянах (многие из них имеют дальтонизм). Но пока что такие технологии находятся в стадии разработок.

Существуют методы коррекции цветоощущения при помощи линз с особым покрытием, позволяющим изменять длину волны некоторых цветов, а также с помощью прибора Алмедис. Но и эти методы значительного улучшения не дают.

В случае приобретенного дальтонизма следует проводить лечение основного заболевания (поражение ЦНС, катаракта и т.д.). Если проявления дальтонизма связаны с приемом лекарственного средства, то следует после консультации с врачом заменить препарат.

Дальтонизм: причины, признаки, тесты, коррекция — видео

Дальтонизм и водительское удостоверение

Цветовая слепота ограничивает профессиональную пригодность дальтоника. Цветовое зрение обязательно должно быть нормальным у водителей железнодорожного, автомобильного транспорта, моряков и пилотов, медиков и работников химической промышленности, ибо нарушенное цветовосприятие может вызвать трагические последствия. Работники перечисленных профессий регулярно проходят комиссию с определением и остроты зрения, и цветового зрения.

Раньше в России человек с дихромазией мог получить водительское удостоверение категории А и категории В без права работать по найму (т.е. мог управлять автомобилем в личных целях). С 2012 г. при нарушении цветоощущения выдача водительских прав любой категории запрещена.

В странах Европы (кроме Румынии) нет ограничений по выдаче водительских прав для дальтоников.

Дальтонизм и армия

Согласно статье 35 Расписания болезней для медицинского освидетельствования призывников, дальтонизм не является помехой для призыва в армию и выполнения многих боевых задач.

Лиц с дальтонизмом призывают на воинскую службу по категории годности «б» (годность с некоторыми ограничениями).

Другие публикации:  Средства для профилактики катаракты

Дальтонизм и гемофилия

Гемофилия (наследственное заболевание, характеризующееся в нарушении свертываемости крови) так же, как и дальтонизм, передается женщиной-носительницей дефектного гена своим сыновьям. Гены гемофилии и дальтонизма сцеплены. Они находятся в половой Х-хромосоме.

Ген и гемофилии, и дальтонизма – рецессивный. При попадании в женский организм он не может вызвать заболевания, так как работает сильный ген второй Х-хромосомы. При передаче дефектного гена ребенку от матери у мальчика обязательно разовьется заболевание, так как Х-хромосома у него одна. Отец же передать дефектный ген своему сыну не может, так как сыновьям от отца передается У-хромосома, которая не имеет таких генов. Дочь отца-гемофилика становится носительницей дефектного гена.

В браке здорового мужчины и женщины-носительницы дефектного гена вероятность рождения сына-дальтоника и гемофилика или здорового сына равна 50%.

В браке мужчины-дальтоника и здоровой женщины сыновья родятся здоровыми, а дочери будут носителями мутантного гена.

В браке мужчины-дальтоника и женщины-носительницы гена имеется 50% риск рождения дочки с дальтонизмом: если она к отцовской Х-хромосоме с дефектным геном получит еще и материнскую Х-хромосому с геном дальтонизма. Здоровые дочери от этого брака будут носительницами дефектного гена.
Подробнее о гемофилии

Категория с при дальтонизме

Вы не можете посетить эту страницу из-за:

  1. устаревшие закладки в избранном
  2. поисковый сервер имеет устаревшие данные сайта
  3. некорректный адрес
  4. Вы не имеете доступа к этой странице
  5. Запрашиваемый ресурс не найден.
  6. Произошла ошибка при обработке вашего запроса!

Пожалуйста, выберите одну из следующих страниц:

Если у вас возникли сложности, пожалуйста, свяжитесь с администрацией этого сайта.

Расшифровка категорий водительских прав

Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которыми может управлять владелец этого удостоверения. Управление транспортным средством, не попадающим в указанную категорию, трактуется как езда без прав. Дисциплинарное взыскание за такое правонарушение будет соответствующим — водителю придется заплатить штраф от 5000 до 15000 рублей.

Определенные категории водительских прав с 2015 года претерпели некоторые изменения. Во избежание неприятных ситуаций каждый водитель должен предварительно ознакомиться с внесенными правками.

Что отмечено на водительских правах?

Водительское удостоверение 2019 года содержит в себе всю необходимую информацию о владельце транспортного средства. Права можно использовать в качестве документа, подтверждающего личность водителя. На нем отмечаются такие моменты:

  • ФИО;
  • дата и место рождения;
  • дата выдачи удостоверения;
  • срок действия документа;
  • кем выдано удостоверение (название организации);
  • номер удостоверения;
  • подпись владельца;
  • фото владельца;
  • категории прав;
  • дополнительная информация (группа крови, наличие очков и т.д.).

Все записи на водительском удостоверении производятся кириллицей. При условии использования букв другого алфавита надпись дублируется латинскими буквами.

Внешний вид водительского удостоверения

Водительское удостоверение содержит в себе информацию с двух сторон. На лицевой части документа личная информация о водителе. С обратной стороны производится расшифровка категорий водительских прав нового образца. Здесь отмечены виды транспортных средств, которыми водитель может управлять.

Лицевая сторона

В верхней части содержится название документа и отмечается то, на территории какого субъекта он был выдан. В левой стороне располагается цветная фотография водителя без очков и головного убора. Её размер составляет 3×4. Если владелец транспортного средства имеет определенные проблемы со зрением, то ему разрешено фотографироваться в очках, но только без тонированных стекол. Фотография для водительского удостоверения в головном уборе разрешена для людей особых религиозных убеждений.

Под фотографией должна быть роспись водителя, идентичная его росписи в паспорте. В правой стороне документа указаны фамилия, имя и отчество. Здесь же отмечается дата рождения водителя. Информация, написанная на русском языке, дублируется на английском. В правой стороне лицевой части документа указывается кем было выдано удостоверение, его номер и серия. Также здесь указывается регион проживания. В самом низу лицевой части отмечается категория прав, присвоенная водителю.

Обратная сторона

На обратной стороне удостоверения с левой части расположен штрих-код, содержащий в себе информацию о водителе. Практически все остальное место здесь занимает таблица с категориями. Те категории, которые актуальны для владельца транспортного средства, отмечены специальной пометкой.

Здесь также указывается срок действия этих категорий. Под таблицей может содержаться дополнительная информация. В большинстве случаев отмечается водительский стаж.

Какие категории водительских прав существуют?

На многие категории водительских прав приходится учиться отдельно. Некоторые подкатегории открываются автоматически. К примеру, транспортом категории М могут управлять водители с любыми правами. Категорией определяется классификация транспортных средств соответствии с их габаритами и эксплуатационными характеристиками.

Категории водительских прав

Ниже представлено обозначение категорий водительских прав. Определенные ограничения накладываются на общую массу транспортного средства и уровень мощности комплектующей силовой установки.

Категория А. Водительское удостоверение такого типа позволяет управлять мотоциклом с боковым прицепом или же без него. Общая снаряженная масса транспортного средства не должна превышать 400 кг. При этом мотоцикл может иметь двухколесное, трехколесное или четырехколесное исполнение.

Категория B. Наличие такой категории предоставляет возможность водить автомобиль, масса которого не превышает 3,5 т. Количество пассажирских мест в салоне должно быть не более 8-ми. Такое удостоверение позволяет управлять автомобилем с прицепом. Снаряженная масса последнего не должна превышать 750 кг. При условии превышения этого показателя итоговая масса состава не должна превышать массу авто без нагрузки.

Категория C. Позволяет управлять автомобилями с массой более 3500 кг и прицепом, вес которого не превышает 750 кг. Однако следует отметить, что грузовики категории D носитель удостоверения такого образца не имеет права водить.

Категория D. Владелец такой категории прав может осуществлять перевозку людей в транспортном средстве с более чем 8 пассажирскими местами. Такой автобус может дополнительно оснащаться прицепом с весом до 750 кг.

Категория М. Эта категория позволяет управлять мопедом и квадрициклом. Чтобы сделать такие права, достаточно открыть любую другую категорию.

Категории Tm и Tb. Необходимы водителям трамваев и троллейбусов. Это относительно новые категории водительских прав. Раннее просто использовались специальные отметки в правах стандартного образца.

Категория BE. Дополнительная категория, позволяющая управлять транспортными средствами из категории B с прицепом массой более 750 кг.

Категория CE. Имеет много общего с предыдущей категорией. Только в этом случае разрешается вождение транспортных средств из категории C. Масса используемого прицепа варьируется в пределах 750-3500 кг.

Категория DE. Такая категория позволяет управлять автобусом, количество пассажирских мест в котором больше восьми. При этом транспортное средство может оснащаться прицепом с массой от 750 кг до 3,5 т.

Подкатегории водительских прав

Некоторые подкатегории водительский прав открываются автоматически. Чтобы узнать сколько категорий такого типа доступно на сегодняшний день, достаточно ознакомиться с информацией, представленной ниже.

Категория A1. Эта категория необходима для управления мотоциклом, объем двигателя которого варьируется в пределах 50-125 кубических сантиметров. Речь идет о скутерах.

Категория B1. Позволяет водить транспортное средство с порожней массой не более 550-ти кг. При это его максимальная скорость держится на отметке 50 км/ч. Объем силового агрегата используемого транспортного средства не должен превышать 50 кубических сантиметров. Права категории В1 необходимы для управления трициклом и квадроциклом.

Важно! Для того, чтобы управлять квадроциклом и квадрициклом, необходимы различные категории водительских прав. В первом случае достаточно удостоверения категории М.

Категория С1. Необходима для управления автомобилем с массой от 3500 до 7500 кг, который может оснащаться прицепом не более 750-ти кг. Удостоверение данной категории не предоставляет возможности управлять автомобилями из категории D.

Категория С1Е. Выдается для управления транспортными средства с массой от 3,5 до 7,5 т. Машины могут оснащаться прицепом более 750-ти кг. При этом общая масса сцепленного состава не должна превышать 12-ти тонн.

Категория D1. Такая категория позволяет водить транспортное средство для перевозки пассажиров, способное вместить до 16-ти человек. Кроме этого, наличие категории D1 позволяет эксплуатировать такие машины с прицепом до 750 кг.

Категория D1E. Позволяет водить транспортные средства из категории D с прицепом более 750-ти кг. Общая масса снаряженного состава не должна превышать 12 тонн.

Важно! Есть важная особенность эксплуатации данной вариации транспортных средств — прицеп не должен использоваться для перевозки людей.

Видео: О новых категориях прав

Как открыть новую категорию прав?

Чтобы открыть новую категорию прав, необходимо предварительно пройти обучение и сдать практический экзамен. Довольно часто возникает необходимость в открытии категории В при открытой С. Идентичная потребность появляется при открытии категории А с имеющейся В.

Процедура начинается с теоретической части. После этого следует пройти практический экзамен, состоящий из различных упражнений, а затем закрепить все имеющиеся знания во время езды по городу.

Следует обратить внимание, что открытие новой категории имеет некоторые временные рамки. Чтобы получить категорию Е, водитель не менее года должен эксплуатировать транспортное средство из категорий B, C или D. Для открытия категории DE не меньше года должна быть открыта категория D.

Также возможна выдача особая категория водительских прав, предназначенная исключительно для управления транспортных средств с коробкой-автоматом. Чтобы пересесть на автомобиль с механической коробкой передач, необходимо предварительно сдать практическую часть экзамена.

Что в итоге?

Категория водительских прав позволяет эксплуатировать транспортное средство, отвечающее её требованиям. Вождение автомобиля с правами несоответствующей категории является прямым нарушением правил дорожного движения. При таком правонарушении на водителя налагается штраф, а транспортное средство отправляется на штрафстоянку. При этом владелец транспортного средства лишается возможности эксплуатировать автомобиль.

Учитывая такие суровые меры, при смене автомобиля, технические характеристики которого существенно отличаются от предыдущей модели, необходимо в обязательном порядке открывать новую категорию прав. Такой подход позволит избежать неприятных ситуаций на дороге и защит других участников дорожного движения.

Каким транспортом можно управлять с категорией С?

Каждый вид автотранспорта имеет свои уникальные особенности, которые приходится учитывать во время вождения. Так, управление мопедом отличается от управления легковым автомобилем, а оно, в свою очередь, не похоже на вождение грузовика. Причем отличия эти весьма существенны — это и длина тормозного пути, и радиус заноса, время разгона, и многое другое.

Другие публикации:  Можно ли вернуть зрение при глаукоме

Естественно, что учиться управлять этими видами транспорта нужно по-разному, то есть для допуска к вождению каждого из них существуют разные учебные программы.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 110-91-48 . Это быстро и бесплатно !

Что понимается под категориями водительских прав?

Категория водительских прав — это группа транспортных средств, которую по закону может водить обладатель прав. Машины же, не входящие в эту группу ему водить нельзя, для доступа к ним необходимо получить права уже другой категории, той, в которую входит конкретный вид транспорта.

Они обозначаются большими английскими буквами, то есть «С» — это «Цэ», а «B» — читается как «Бэ».

Может ли один вид транспорта относиться к нескольким категориям?

Нет, каждое транспортное средство может относиться только к одной группе водительских прав, в противном случае была бы большая путаница.

Однако существуют экзотические виды транспорта типа амфибий-автомобилей, способных плавать, или трансформеров, превращающихся из трехколесных мотоциклов в легковые машины, в таких случаях каждое транспортное средство рассматривается в ГИБДД индивидуально.

Также некоторые виды транспорта, которыми относительно легко управлять за счет небольшой мощности двигателя, например, квадроциклы, скутеры или снегоходы разрешено водить людям с водительским удостоверением любой категории.

По какому принципу автомобили собираются в группы?

Наземный транспорт объединяют в категории по следующим параметрам:

  • Габариты
  • Масса
  • Число колес
  • Мощность двигателя
  • Максимальная скорость

От этих данных зависят такие показатели, как длина тормозного пути, радиус заноса, время разгона, а также многие другие нюансы, присущие только какой-то конкретной группе.

Существуют ли права, позволяющие водить несколько групп транспорта?

Нет, таких объединенных прав в нашей стране нет. Каждая категория прав дает возможность управлять только транспортом своей группы. Чтобы получить доступ к двум и более группам, нужно проходить обучение по их программам.

Категории водительских прав

6 категорий — это:

  1. «А» — позволяет водить мотоциклы с максимальной неснаряженной массой до 400 кг и объемом двигателя свыше 125 кубических сантиметров, при этом габариты мотоцикла не имеют значения, он может быть двух-, трехколесным с боковой люлькой, и даже 4-ех колесным. Также читайте про права категории А2.
  2. «B» — это группа обычных легковых машин, максимальной массой до 3,5 тонн и с не более чем 8-ю пассажирскими сиденьями, а также квадроциклов и трициклов, рабочий объем двигателя которых превышает 50 кубов. Получить права категории В в нашей стране можно с 18-ти лет.
  3. «C» — это все грузовики. Сюда относятся и небольшие минивэны и пикапы, и огромные чудовища наподобие БЕЛ-азов, которые используются при разработке карьеров. По габаритам и грузоподъемности их разделяют на 4 подкатегории, к каждой из которых можно получить доступ с 18-ти лет.
  4. «D» является группой пассажирского транспорта на двигателях внутреннего сгорания — маршрутных такси, автобусов, автобусов-гармошек и так далее, в которых больше 16-ти пассажирских сидений. Данный вид можно водить только с 21 года, так как эта деятельность предполагает большую ответственность.
  5. Категория «T» — это пассажирский транспорт на электроприводе, то есть трамваи и троллейбусы. Как и в предыдущем случае, к этой группе допускаются только граждане, которым исполнился 21 год (хотя, по сути, управлять трамваем гораздо легче).
  6. И наконец, последняя категория — это «М», куда входят малолитражки-мопеды и квадроциклы с рабочим объемом двигателя до 50 кубов. Эту группу можно водить с правами любой категории, начиная с 16-ти лет.

Подкатегории

Как уже было сказано, в каждой группе, кроме «М«, присутствует от одной до трех подгрупп, некоторые из которых открываются автоматически при получении прав основной категории.

Существуют следующие подкатегории:

  1. Подгруппы категории «А»:
    • «А1» — это мотоциклы, объем двигателя которых меньше 125 кубов ( в то время как основная группа «А» содержит только мотоциклы с объемом движка свыше 125 куб. см).
    • К «А1» допускаются граждане, достигшие 16-ти лет, ее не надо получать специально, она открывается сама, при прохождении аттестации по основной «А» группе.
  2. Подгруппы категории «:
    • К «B1» относятся трициклы и квадроциклы с объемом двигателя больше 50 куб. см. Доступ открывается с 18-ти лет автоматически при получении прав группы «B».
    • «BE» — это легковушки с прицепом, неснаряженной массой более 750 кг, если прицеп легче, машина относится к категории «B». Возраст допуска также с 18-ти лет.
  3. Подгруппы категории «:
    • «C1» — это небольшие легкие грузовики, неснаряженная масса которых выше 3,5 тонн, а снаряженная не больше 7,5. Открывается автоматически.
    • «C1E» — грузовики группы «C1», только с прицепом неснаряженной массой больше 750 кг.
    • «CE» — грузовики основной категории «C», с прицепом массой больше 750 кг.
    • Все подкатегории этой группы, как и она сама открываются с 18-ти лет.
  4. Подгруппы категории «:
    1. «D1» — это небольшие по габаритам автобусы, с числом пассажирских мест от 8-ми до 16-ти. Открывается автоматически, при получении «D».
    2. «D1E» — предыдущая подгруппа, с прицепом тяжелее 750 кг.
    3. «DE» — автобусы группы «D» с прицепом тяжелее 750 кг.
    4. Всеми подгруппами можно управлять только с 21-го года.
  5. Подгруппы категории «T». Как такового транспорта группы «Т» не существует, а есть лишь подкатегории:
    • «TB» — трамваи;
    • «TM» — троллейбусы.
  6. Группа «М» подгрупп не имеет, и открывается автоматически при получении прав любой категории.

Особенности получения прав категории С

Вся процедура получения прав выглядит следующим образом:

  1. Прохождение медицинской комиссии. Этот пункт является обязательным, поскольку существуют болезни, с которыми человека нельзя выпускать на дорогу. В разных странах эти болезни различны, так в Америке людям, страдающим эпилепсией, можно водить машину, тогда как в России нет.
  2. С результатами медкомиссии (со справкой) нужно пойти в школу вождения, и пройти курс обучения езде на транспорте необходимой вам категории.
  3. И последний этап — это сдача экзамена в ГИБДД, по итогам которого комиссия будет решать, давать вам права, или отправить на пересдачу.

Как проходит обучение в автошколе?

Но, конечно, вас сразу не выпустят в город, для начала вы с инструктором должны будете поездить по автодрому, чтобы он увидел, что вы к этому готовы. Естественно, что в случае получения прав категории «C», вы будете водить грузовик.

Как проходит сдача экзаменов?

Во время теоретического экзамена в автошколе вам на выбор предложат любой из 40 билетов, в каждом из которых содержится по 20 вопросов — все, как на школьном или университетском экзамене! Разница лишь в количестве задач.

Затем, после того как вы сдадите этот внутренний экзамен в школе, вы должны будете сдать его еще и в ГИБДД. Будет все то же самое — теоретические вопросы, затем практика на автодроме и в городе, только в машине вместе с вами будет сидеть экзаменатор.

Часто задаваемые вопросы

Наиболее часто встречаются такие вопросы, как:

  1. Вопрос: Какие задания нужно пройти на автодроме?
    • Ответ: Нужно сдать остановку, старт с места в гору, разворот на полном ходу, параллельную парковку, змейку и заезд в бокс.
  2. Вопрос: Что меня ожидает на городском экзамене?
    • Ответ: Там необходимо будет проехать перекресток со светофором и без него, перестроиться из ряда в ряд на двухполосной дороге и на шоссе, обогнать кого-нибудь, тормозить на различных скоростях, достичь «максималки» а также проехать через пешеходный переход.
  3. Вопрос: Когда можно прийти на пересдачу экзамена в ГИБДД, если с первого или со второго раза сдать не получилось?
    • Ответ: Теоретический экзамен можно сдавать через неделю после провала, а количество пересдач не ограничено. Пересдать городской экзамен можно также через неделю, но только три раза, а следующие пересдачи на права, начиная с четвертой идут уже с интервалом в 30 дней. Студента, который за полгода так и не сдал экзамен в городе, отправляют пересдавать теорию.
  4. Вопрос: Когда мне выдадут права после сдачи экзамена?
    • Ответ: Вы получите их либо в день сдачи через несколько часов, либо на следующий день.
  5. Вопрос: Как выглядят права?
    • Ответ: Они представляют из себя пластиковую карточку наподобие банковской, только на ней будет изображена ваша фотография и водительские данные.

Найти хорошую автошколу, в которой работают нормальные инструкторы в больших городах крайне тяжело, поскольку сейчас обучение коммерциализировано и поставлено на поток. Так что успех вашей учебы будет во многом зависеть и от того, какую школу вы выберете.

Бесплатная консультация юриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 110-91-48 (Москва)
+7 (812) 648-00-42 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно ! Вы из другого региона?
Задайте вопрос онлайн →