Эндогенно органический патопсихологический синдром

Эндогенно органический патопсихологический синдром

Калькулятор

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Эндогенно-органический патопсихологический синдром

Эндогенно-органическому синдрому в клинике соответствуют истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы головного мозга.

Эпилепсия – хронически текущее, склонное к прогрессированию нервно-психическое заболевание множественной этиологии, но единого патогенеза, проявляется двумя основными группами симптомов – пароксизмальными расстройствами (припадками) и более или менее стойкими психическими нарушениями.

Эпилепсия подразделяется на генуинную (истинную, предположительно, наследственного происхождения) и симптоматическую, возникающую на основе остаточных явлений органических заболеваний головного мозга (чаще, после инфекций и травм). В настоящее время считается, что между ними нет принципиальных различий ни в симптоматике, ни в динамике заболевания.

По характеру течения выделяют а) благоприятный тип течения: медленно прогредиентные формы с тенденцией к стабилизации процесса; б) неблагоприятный прогредиентный тип течения: нарастание выраженных негативных симптомов и появление на той или иной стадии заболевания психотических состояний; в) злокачественный тип течения: в клинической картине преобладают признаки нарастающего слабоумия, расстройства поведения, выраженные дисфории, агрессивные тенденции.

Изменения личности и психической деятельности при эпилепсии зависят от характера течения и длительности заболевания. Уже на начальной стадии болезни отмечаются изменения подвижности, инертность психической деятельности. Отмечается склонность к детализации в восприятии и мышлении. При определенной длительности заболевания, мышление становится вязким, эгоцентричным, конкретным (снижается уровень обобщения и отвлечения), отмечается склонность к резонерству, страдает понимание юмора. Течение эпилепсии сопровождается неуклонным ослаблением памяти. Вначале обнаруживается нарушение произвольной репродукции, на последующих этапах – расстройства удержания и запоминания. Характерны расстройства речи – замедление ее темпа, употребление уменьшительных слов и речевых штампов, олигофазии (затруднения называния предметов).

Эмоциональная сфера: характерно сочетание аффективной вязкости, склонности «застревать» на тех или иных, особенно отрицательно окрашенных переживаниях (чувстве обиды, ревности) и аффективной взрывчатости, бурным аффективным реакциям. Возможны дисфорические состояния.

Личностные особенности:характерны преобладание эгоцентрических мотивов, концентрация всех интересов на своих потребностях и желаниях, аккуратность, доходящая до педантизма, гиперболизированное стремление к порядку, ипохондричность (чрезмерная озабоченность собственным здоровьем). С течением эпилептического процесса прогрессируют нарушения самооценки, что проявляется в нарастании неадекватности уровня притязаний уровню реальных возможностей, снижении критичности к себе, недооценке неблагоприятных жизненных факторов, преувеличенно-оптимистической оценке будущего.

Вопросы и задания:

1. В чем проявляются изменения психической деятельности при эпилепсии? Какой признак в этих изменениях является ведущим?

2. На какие признаки вы будете ориентироваться для определения степени выраженности психического дефекта у больного эпилепсией?

3. Какие механизмы лежат в основе формирования патологических черт характера у больных эпилепсией (по Б.В. Зейгарник)?

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков Н.С. Практическая патопсихология. – Ростов н/Д, 1996. С. 281-305.

2. Волков П. Разнообразие человеческих миров (Руководство по профилактике душевных расстройств). – М., 2000.

3. Нарушение формирования характерологических особенностей личности // Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. С. 128-131.

4. Чудновский В.С., Чистяков Н.В. Основы психиатрии. – М., 1997.

176.212.181.48 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Эндогенно органический патопсихологический синдром

Калькулятор

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Понятие синдрома в патопсихологии. Основные патопсихологические синдромы. Критерии их выделения.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Патологические признаки обозначаются с помощью системы симптомов.

Симптом — это строго фиксированное по форме описание признака, соотнесенного с определенной патологией. Другими словами, симптом есть обозначение патологического признака. Не каждый признак является симптомом, а только тот, для которого установлена причинно-следственная связь с патологией. Психопатологические симптомы делятся на позитивные и негативные.

Позитивные симптомы обозначают признаки патологической продукции психической деятельности (вновь возникающие признаки, которых не было ранее). К ним относятся сенестопатии, галлюцинации, бред, тоска, страх, тревога, эйфория, психомоторное возбуждение. Негативные симптомы включают признаки ущерба, изъяна, дефекта психического процесса. Например, гипомнезия, амнезия, апатия.

Совокупность всех симптомов образует симптомокомплекс, в котором можно выделить ряд закономерно сочетающихся друг с другом симптомов, образующих синдром.

Синдром — это строго формализованное описание закономерного и устойчивого сочетания симптомов.

Патопсихологический синдром (симптомокомплекс) – 1. это патогенетически обусловленная общность симптомов (отдельные признаки болезнененных психических расстройств), внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных (Блейхер).

2..или система взаимосвязанных нарушений комплекса психических процессов (симптомов), возникающая в результате нарушения некоторого синдромообразующего фактора или нескольких факторов.

3. либо совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности испытуемого, сформулированных в психологических понятиях(В.В.Николаева, Е.Т.Соколова, А.С.Спиваковская.

В синдроме выделяют обязательные, дополнительные и факультативные симптомы. Обязательный симптом указывает на происхождение расстройства. Дополнительный симптом отражает тяжесть, выраженность расстройства (могут отсутствовать в конкретных случаях). Факультативный симптом связан с модифицирующим влиянием различных факторов. Среди обязательных симптомов бывает один (тогда это простой синдром, например, астенический) или два и более (тогда это сложный синдром).

Использование понятий симптома и синдрома позволяет описать состояние пациента строго формализованно, поскольку раскладывает целостную психическую деятельность на отдельные типичные единицы, что важно для распознавания сущности нарушения.

Выделяют следующие патопсихологические регистр-синдромы (И.А.Кудрявцев):

Из ряда симптомокомлпексов наибольшее значение в клинике имеют следующие:- шизофренический симптомокомплекс- органический (экзо- и эндогенный) симптомокомлпекс- олигофренический симптомокомплекс- психопатический симптомокомплекс

Шизофренический синптомокомплекс складывается из таких личностно-мотивационных расстройств как: изменение структуры и иерархии мотивов, расстройства мыслительной деятельности, нарушающего целенаправленность мышления и смыслообразование (резонерство, соскальзывание, разноплановость, патологический полисемантизм) при сохранности операционной стороны, эмоциональные расстройства (упрощение, диссоциация эмоциональных проявлений, знаковая парадоксальность), изменение самооценки и самосознания (аутизм, сенситивность (чувствительность), отчужденность и повышенная рефлексия).

В психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс входит: эмоционально-волевые расстройства, нарушения структуры и иерархии мотивов, неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение мышления в виде «относительного аффективного слабоумия», нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт.

Органический (экзо- и эндогенный) симптомокомплекс характеризуется такими признаками, как: общее снижение интеллекта, распад имевшихся сведений и знаний, мнестические расстройства, затрагивающие как долговременную, так и оперативную память, нарушения внимания и умственной работоспособности, нарушение операционной стороны и целенаправленности мышления, изменение эмоциональной сферы с аффективной лабильностью, нарушение критических способностей и самоконтроля.

В олигофреническнй симптомокомплекс входят такие проявления, как: неспособность к обучению и формированию понятий, дефицит интеллекта, дефицит общих сведений и знаний, примитивность и конкретность мышления, неспособность к абстрагированию, повышенная внушаемость, эмоциональные расстройства.

В результате выявления патопсихологических синдромов возможным становится оценка особенностей структуры и протекания самих психических процессов, приводящих к клиническим проявлениям — психопатологическим синдромам. Патопсихолог направляет свое исследование на раскрытие и анализ определенных компонентов мозговой деятельности, ее звеньев и факторов, выпадение которых является причиной формирования наблюдаемых в клинике симптомов.

Органический патопсихологический синдром

Органический (экзо- и эндогенный) патопсихологический симптомокомплекс; в клинике ему соответствуют экзогенно-органические поражения головного мозга различной этиологии, а также «эндогенно-органические» расстройства типа истинной эпилепсии и первичных атрофических процессов. «Ядро» синдрома — снижение интеллектуальных процессов (уровня обобщения, оперативной и долговременной памяти, внимания) и умственной работоспособности. В итоге — ослабление общей оперативности интеллекта, распад системы прежних знаний и опыта.

Другие публикации:  Если не лечить гепатит с последствия

В целом психические процессы при органическом синдроме характеризуются инертностью и тугоподвижностью. Явления истощаемости психической деятельности реже встречаются при эндогенно-органическом синдроме, но типичны для экзогенно-органического синдрома.

Органический синдром включает и изменения эмоционально-личностной сферы. При этом явления аффективной лабильности или эксплозивности сочетаются со снижением критических способностей и ослаблением самоконтроля за поведением (параллельно интеллектуально-мнестическому снижению).

Патопсихологический синдром

Как и в психиатрии, в патопсихологии под синдромом понимают патогенетически обусловленную общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных, взаимосвязанных. В этом заключается большая диагностическая значимость синдромов по сравнению с симптомами. В диагностическом мышлении врача правильная квалификация синдрома является подступом к определению нозологической принадлежности заболевания. Известно, однако, что выделяемые психиатрами клинические синдромы далеко не одинаковы по своей нозологической специфичности, последняя зависит от круга болезней, при которых предпочтительно наблюдается тот или иной синдром, и от степени сложности синдрома, отражающей присущие ему патогенетические и патокинетические механизмы.

Психопатологические (клинические) синдромы по своим особенностям существенно отличаются от патопсихологических. Можно думать, что различие это обусловлено не столько формой синдрома, его составом, сколько различными уровнями функционирования центральной нервной системы, на которых эти синдромы выделяются. В системе иерархии мозговых процессов различают такие уровни (А. Р. Лурия, 1962, 1964; Ю. Ф. Поляков, 1971, 1977): патобиологический, характеризующийся нарушениями морфологической структуры тканей мозга, протекания в них биохимических процессов и т. п.; физиологический, заключающийся в изменении течения физиологических процессов; пато- и нейропсихологический, для которого характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики;психопатологический, проявляющийся клиническими синдромами и симптомами психической патологии. Так, при психических заболеваниях нарушения морфологического субстрата головного мозга и присущие им изменения протекания биохимических процессов приводят к нарушению физиологических процессов. Выпадают важные звенья функционирования психики, опосредованно нарушается течение психических процессов, прижизненно сформированных на основе физиологических. А это, в свою очередь, приводит к патологии отражения центральной нервной системой больного человека сигналов из окружающей среды. Психопатологический симптом, таким образом, является завершающим этапом сложной патогенетической цепи.

Такое представление об иерархии функционирования психики человека объясняет необходимость мультидисциплинарного подхода к ее изучению. При этом, как указывает Ю. Ф. Поляков (1971), если клинические (психопатологические) исследования обнаруживают закономерности проявлений нарушенных психических процессов, то патопсихологические исследования должны дать ответ на вопрос, как нарушено протекание (структура) самих психических процессов, приводящих к этим проявлениям. Таким образом, если психопатолог констатирует наличие в клинической картине тех или иных симптомов или синдромов психической патологии и специфику их течения, то патопсихолог свое исследование направляетна раскрытие и анализ определенных компонентов мозговой деятельности, ее звеньев и факторов, выпадение которых является причиной формирования наблюдаемой в клинике симптоматики.

Это различие между психопатологическими и патопсихологичес-кими синдромами вытекает из той разницы между психопатологией и патопсихологией, о которой шла речь выше, и в значительной мере отражает специфику присущих этим двум областям знаний методов — клинико-описательного, которым пользуется психопатология, и экспериментально-психологического, взятого на вооружение патопсихологией.

Клинические синдромы являются опосредованным выражением сложившихся нарушений психической деятельности, тогда как патопсихологические синдромы, относящиеся к более низкому уровню вертикальной иерархии формирования психических функций в норме и патологии, в значительно большей мере отражают непосредственные, присущие этим нарушениям, причинно-следственные взаимоотношения.Сущность психопатологических синдромов не может быть понятна без патопсихологического и патофизиологического анализов лежащих в их основе явлений, и, в свою очередь, изучение патопсихологических синдромов невозможно без четкого клинического отграничения объекта исследования.

Систематика патопсихологических синдромов разработана значительно меньше, чем систематика клинических синдромов, хотя и последняя еще далека от совершенства.

Синдромы в патопсихологии, как и в психиатрии, различаются в значительной мере степенью своей обобщенности. Ранее (1976) мы приводили в качестве типичного примера патопсихологических синдромов выделяемые Б. В. Зейгарник типы расстройств мышления. Действительно, каждый из этих типов характеризуется своей, в значительной мере специфической, структурой, однако, как это явствует из самого принципа систематики, в ней выделяются более обобщенные группы, например, нарушения операционной стороны мышления, нарушения динамики мыслительной деятельности и другие, более конкретные, являющиеся частным проявлением первых, например, лабильность мышления, непоследовательность суждений. Однако между этими двумя видами патопсихологических синдромов нельзя установить такие взаимоотношения, которые соответствовали бы разделению в клинике синдромов на «большие» и «малые». Более того, выделение таких конкретных, «узких» патопсихологических синдромов дает значительно больше необходимой для диагностического процесса информации, чем выделение более общих синдромологических групп, основанное на подчеркнутом и абстрактизированном выделении признаков, общих для нескольких «узких» синдромов.

Поэтому, говоря о различной степени обобщенности патопсихологических синдромов, следует выделять синдромы многозначные, опирающиеся на более сложные, полифакторные, нарушения психической деятельности. Первую попытку выделения таких обобщенных патопсихологических синдромов предпринял И. А. Кудрявцев (1982). В результате исследований, проводившихся в судебно-психиатрической практике с помощью комплекса патопсихологических методик, направленных на изучение различных сторон познавательной деятельности и вместе с тем позволяющих получить ценные данные о личности испытуемых, автор выделил следующие патопсихологические симптомокомплексы (синдромы): шизофренический или диссоциативный, органический, олигофренический, психопатический и симптомокомплекс психогенной дезорганизации, характерный для реактивных психозов.

Каждый из этих синдромов включает ряд симптомов. Например, для шизофренического симптомокомплекса наиболее патогномоничными являются симптомы распада мыслительных процессов, диссоциации личностно-мотивационной и операционно-процессуальной сфер мышления, что проявляется в нецеленаправленности мыслительной деятельности, эмоционально-выхолощенном резонерстве, ригидном схематизме, символике, искажении процесса обобщения с разноплановым подходом к выделению ведущих признаков, вактуализации латентных признаков предметов и явлений, в феномене патологического полисемантизма и т. д. Однако, как указывает И. А. Кудрявцев, не все эти компоненты, симптомы определяются в том или ином симптомокомплексе в обязательном порядке и с обязательной степенью выраженности, важно найти «ядро» патопсихологического синдрома. Для шизофренического синдрома — это нарушения селективности информации, для органического — снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности, для психопатического — аффективная обусловленность поведения с парциальной некритичностью и завышенным уровнем притязаний, при психогенном — реактивная дезорганизация умственной деятельности.

Выделенные И. А. Кудрявцевым патопсихологические синдромы различаются в диагностическом и прогностическом отношениях. Так, наиболее диагностически и нозологически информативными оказываются шизофренический и органический симптомокомплексы, наименее—психопатический. И, наоборот, наиболее выраженная тенденция к транзиторности и обратимости присуща симптомокомплексу психогенной дезорганизации умственной деятельности, наименьшая — шизофреническому. Это наблюдение автора становится понятным при соотнесении выделенных им патопсихологических симптомокомплексов с кругами психических заболеваний, схема которых была разработана А. В. Снежневским (1960) в рамках концепции о нозологической специфичности психопатологических расстройств.

Выделенные А. И. Кудрявцевым патопсихологические симптомокомплексы в известной мере обнаруживают сходство с таким используемым в клинической практике понятием, как органический психосиндром. Это как бы синдромы обобщающего значения, характеристика которых более близка к нозологической, их выделение знаменует стадию предварительной диагностики заболевания. Это обстоятельство, а также связь такого рода синдромов с определенными кругами психических заболеваний дают основания обозначить их как регистр-синдромы. Кроме того, И. А. Кудрявцев оперирует в своих исследованиях данными, полученными в судебно-психиатрической практике. Наш опыт позволяет нам дополнить перечень регистр-синдромов, выделив в рамках органического экзогенно-органический и эндогенно-органический регистр-синдромы, а в рамках психогенного — психотический и невротический. В круге эндогенных психозов можно говорить, по крайней мере, о двух регистр-синдромах — шизофренном и аффективно-эндогенном. Таким образом, патопсихолог может оперировать в своих диагностических заключениях следующим набором регистр-синдромов:

II — аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствуют маниакально-депрессивный

психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста). I

IV —экзогенно-органический (в клинике ему соответствуют экзогенно-органические

Другие публикации:  Как за три дня вылечить ангину

поражения головного мозга — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой

травмы, токсикомании и т. д.);

V — эндогенно-органический (в клинике — истинная эпилепсия, первичные атрофические

процессы в головном мозге);

VI — личностно-аномальный (в клинике — акцентуированные и психопатические

личности и обусловленные взначительной мере-аномальной почвой психогенные реакции);

VII —психогенно-психотический (в клинике—реактивные психозы);

VIII —психогенно-невротический (в клинике—неврозы и невротические реакции).

Нозологическая специфичность патопсихологических регистр-синдромов существенно

возрастает в связи с конкретной задачей, поставленной перед патопсихологом. Так, разграничение экзогенно- и эндогенно-органических регистр-синдромов очень важно в дифференциальной диагностике истинной и травматической эпилепсии. Разграничениеорганического и олигофренического регистр-синдромов помогает уточнить природу и диагностику состояний, протекающих с интеллектуально-мнестической недостаточностью.

Введение патопсихологических регистр-синдромов в практику патопсихологических исследований в сущности обозначает рубеж диагностически-информативных рекомендаций, заключающихся в данных проведенного патопсихологом исследования. В таком аспекте понятие патопсихологического регистр-синдрома значительно глубже, чем сформулированное В. В. Николаевой, Е. Т. Соколовой и А. С. Спиваковской (1979), понимающими под патопсихологическим синдромом совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях. Патопсихологические регистр-синдромы опосредованы клинически, и их использование для интерпретации результатов будет способствовать сближению позиций патопсихолога и психиатра.

Эндогенно-органический синдром

Эндогенно-органическому синдрому в клинике соответствуют истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы головного мозга.

Характерными признаками эпилептического па­топсихологического синдрома являются низкая переключаемость, инертность психических процессов, склонность к детализации в восприятии и мышле­нии, специфические изменения эмоций и мотива­ции.

Более легкий вариант нарушений соответствует на уровне клиники так называемым «эпилептичес­ким изменениям личности». В патопсихологичес­ком исследовании наблюдаются сохранность общей продуктивности, достаточный темп психических процессов, минимальные нарушения операциональ­ного компонента мышления. Проявляются склон­ность к детализации, инертность психических про­цессов. Специфичные эмоциональные нарушения контролируемы. Наряду с нарушениями мотивационной сферы сохраняется высокий уровень мотивационной активности. Иная патопсихологическая картина наблюдается в случаях преобладания в кли­нике специфического интеллектуального дефекта, Выражены непродуктивность и падение темпа психических процессов, нарушения памяти, внима­ния и всех компонентов мышления. В эмоциональ­ной и мотивационной сферах вместо угодливости и демонстрации гиперсоциальных установок наблю­даются брутальность и эксплозивность.

Структура патопсихологического симптомокомплекса включает в себя ряд специфических из­менений когнитивной, эмоциональной, мотиваци­онной сфер (Г. Н. Носачев, Д. В. Романов, 2001).

Существенно изменяется темп психических про­цессов наряду с явлениями общей брадикинезии, у большинства больных они в различной степени за­медлены. Когнитивная сфера характеризуется ти­пичными особенностями восприятия, памяти, вни­мания и мышления.

Уже в начальной стадии эпилепсии отмечаются изменения подвижности психических процессов. Явления инертности психической деятельности об­наруживаются даже при наличии в анамнезе у боль­ных с начальными проявлениями эпилепсии еди­ничных судорожных припадков при отсутствии заметных признаков интеллектуально-мнестичес-кого снижения.

Для больных эпилепсией характерен детализи­рующий тип восприятия, отражающий черты эпи­лептической психики в перцепции. Испытуемый подробно описывает мельчайшие детали предъяв­ляемых ему изображений, затрудняясь в выделе­нии целого. Аналогами детализирующего типа вос­приятия в мышлении являются снижение уровня обобщения и вязкость. С тенденцией к детализа­ции у больных эпилепсией связано известное уменьшение количества «стандартных» интерпре­таций в тесте Роршаха, характерных для здоровых людей и в норме отражающих перцептивные сте­реотипы. С нарастанием слабоумия уменьшается и количество образов, характеризующихся дина­мичностью, снижается «показатель движения». Таким образом, для эпилептического интеллек­туального дефекта характерно сочетание таких признаков, как уменьшение числа стандартных ин­терпретаций, отсутствие кинестетических интер­претаций, снижение количества ответов с интерпре­тацией пятна как целого, бедность, стереотипность содержания.

В структуре внимания наблюдаются сужение объема и низкая переключаемость процесса, отсут­ствие истощаемости внимания. Наряду с этим от­мечается повышенная сосредоточенность на эмоци­онально-значимых объектах.

Память характеризуется нарушениями операци­онного, динамического и — менее — мотивационного компонентов процесса запоминания. В легких случаях обнаруживаются нарушения произвольной репродукции (концентрация внимания на удержа­нии в памяти какого-либо слова приводит к ухуд­шению способности произвольной репродукции). Смысловая память страдает в меньшей степени, чем механическое запоминание. Долговременная па­мять нарушается мало. Течение эпилепсии сопровождается неуклонным ослаблением памяти. На первом этапе обнаружива­ется нарушение произвольной репродукции — кон­центрация внимания на воспроизведении в памяти какого-либо слова приводит к ухудшению способ­ности репродукции. На последующих этапах обна­руживаются расстройства удержания и запомина­ния. Аналогичная последовательность нарушений памяти наблюдается у больных церебральным ате­росклерозом без грубоочаговой патологии. Кривая запоминания у больных эпилепсией носит своеоб­разный характер. Количество воспроизводимых слов с каждым последующим повторением либо незначительно увеличивается, либо остается пре­жним. Не уменьшается, как при церебральном ате­росклерозе, количество слов, воспроизводимых при последующих повторениях. При более глубоких нарушениях памяти у больных эпилепсией кривая запоминания более пологая.

В структуре мышления выявляются снижение темпа ассоциативного процесса, шаблонность ассо­циаций; снижение уровня обобщения; склонность актуализировать в качестве опорных при обобще­нии конкретные ситуационные и личностно-значимые признаки. Типичный стиль выполнения мысли­тельной задачи — функционально-эгоцентрический. Отмечаются выраженные нарушения динамики — инертность мышления, склонность к детализации и персеверациям. Выявляются также нарушение критичности мышления, выраженный эгоцентризм суждений. Иногда отмечается специфическое ре­зонерство, возникающее по бытовым, личностно-значимым основаниям, часто имеющее оттенок мо­рализации, не сопровождающееся нарушением целе­направленности суждений.

Обнаруживаемая при исследовании больных эпилепсией инертность протекания ассоциативных процессов характеризует их мышление как тугоподвижное, вязкое. Эти особенности отмечаются и в произвольной речи больных: они «топчутся» на ме­сте, не могут отвлечься от второстепенных, малосу­щественных деталей. Но при этом цель высказыва­ния больным не теряется. Инертность, вязкость мышления больных эпилепсией отчетливо просту­пает в словесном эксперименте. Об этом свидетель­ствуют увеличение латентного периода, частые эхолалические реакции, однообразное повторение одних и тех же ответов. Часто на слова-раздражители больные отвечают стереотипными рядами слов либо называют слова из своего профессионального оби­хода, иногда в качестве ответной реакции подбира­ют прилагательные, обозначающие цвет данного предмета. Иногда ответные слова относятся к пре­дыдущим словам-раздражителям («запаздываю­щие» речевые реакции). Включение себя в описы­ваемую ситуацию рассматривается как признак преобладания конкретных представлений в мышле­нии больных эпилепсией, недостаточности в осмыс­лении условного характера задания, как проявление эгоцентрических тенденций.

Уже в обычной беседе больные эпилепсией об­наруживают склонность к чрезмерной обстоятель­ности, детализации. Еще больше эти особенности эпилептического мышления выступают при описа­нии больными сложного рисунка или при переска­зе текста: больные подмечают совершенно несуще­ственные детали, фиксируют на них свое внимание.

Затруднения в выделении основных признаков предметов и явлений объясняются снижением уров­ня процессов обобщения и отвлечения. Больные эпилепсией производят классификацию по конк­ретно-ситуационному признаку. При этом можно услышать такие рассуждения: «морковь, лук, поми­дор — это я всегда в борщ кладу»; «врач, ребенок, термометр — все это в больнице, и уборщица в боль­нице нужна». В процессе классификации образует­ся несколько мелких, близких по содержанию групп. Например, выделяется посуда металлическая и стеклянная, обувь и головные уборы образуют от­дельные группы, но не объединяются с одеждой.

Часто из-за наблюдающихся у больных эпилеп­сией пустых рассуждений создается картина свое­образного резонерства, отличающегося от резонер­ства при других заболеваниях, прежде всего от шизофренического. Резонерство больных эпилеп­сией носит характер компенсаторных рассуждений. Его особенности проявляются в поучительном, типа сентенций, тоне высказываний, отражающих не­которую патетичность и переоценку собственного жизненного опыта, в то время как эти высказывания являются неглубокими, поверхностными, бедными по содержанию, содержат шаблонные, банальные ассоциации. Такие резонерские рассуждения всегда приурочены к конкретной ситуации, от которой больному трудно отвлечься.

Следует отметить также непонимание юмора больными эпилепсией. Чувство юмора у них тем больше страдает, чем раньше началось заболевание и чем хуже была успеваемость в школе. Непонима­ние юмора больными эпилепсией связывают с тугодумием, склонностью к резонерству, с затрудне­ниями в выделении существенного и тенденцией к детализации.

У больных эпилепсией наблюдаются расстрой­ства речи — замедление ее темпа, употребление уменьшительных слов и речевых штампов, олигофазии. Устная речь характеризуется изменениями темпа, часто логореей или олигофазией, использо­ванием в речи уменьшительно-ласкательных суф­фиксов (слащавость), своеобразием речевой сти­листики (патетический, официальный стиль). Пись­менная речь отличается аккуратностью, педантич­ностью, каллиграфическим почерком, шаблонны­ми фразами и персеверациями.

Другие публикации:  Что можно готовить при гепатите с

Непосредственно после припадка при наличии расстроенного сознания у больных обнаруживается асимболия — нарушение способности узнавать пред­мет и его назначение. По мере восстановления созна­ния асимболия исчезает, указывает А. Н. Бернштейн, и появляется амнестико-афатический комплекс (острая послеприпадочная олигофазия). Олигофазия проявляется в том, что больные узнают пока­зываемый им предмет и обнаруживают знание его свойств и назначения, но назвать предмет не мо­гут. Затруднения называния предметов в послеприпадочный период неоднородны: более знако­мые, обыденные предметы больные называют раньше, чем менее знакомые по прежнему жизнен­ному опыту.

В качестве важнейшей характеристики процес­са воображения следует отметить наиболее типич­ную черту — использование клише.

В структуре эмоциональной сферы происходит увеличение амплитуды и снижение подвижности эмоциональных реакций. Выражена склонность к кумуляции аффекта, что в сочетании с нарушени­ем волевого контроля за негативными эмоциями может привести к периодическим брутальным эмоциональным разрядкам. Наблюдается диссо­циация между демонстрируемой доброжелатель­ностью, угодливостью и внутренней фиксацией на негативных эмоциональных аспектах. Типичны переживание чувства обиды и злопамятность по отношению к конкретным фрустрирующим лицам и обстоятельствам, а также переживание чувства ревности. Возможны длящиеся дисфорические со­стояния — состояния тоскливо-злобного настро­ения с постепенно, исподволь накипающим аффек­том, который разряжается в бурных аффективных реакциях часто по незначительному, незаметному для окружающих поводу, играющему роль «пос­ледней капли».

Во всех случаях обнаруживаются специфичес­кие нарушения мотивационно-потребностной сфе­ры. Спонтанный уровень мотивационной активно­сти пациентов, как правило, высокий. Отмечается преобладание эгоцентрических, а в случае выра­женных личностных изменений — утилитарно-гедонистических мотивов. Наблюдается диссоциация с пациентами, демонстрирующими альтруи­стические, просоциальные основания своего по­ведения. У больных усилены агрессивные и сек­суальные побуждения. В поведении преимуще­ственно появляется склонность к порядку и акку­ратности.

При экспериментально-психологическом ис­следовании выявлен целый ряд Особенностей лич­ности больных эпилепсией. У них, в частности, была обнаружена инертность уровня притязаний. Экспериментально-психологические данные по­зволяют судить об углубляющихся с течением эпи­лептического процесса нарушениях самооценки больных, что проявляется в нарастании неадекват­ности уровня притязаний уровню реальных воз­можностей. Для эпилептиков характерны также и прогрессирующие нарушения самооценки. По мере углубления психического дефекта нараста­ют явления недостаточной критичности к себе, не­дооценка неблагоприятных жизненных факторов, усиливается преобладание импунитивных реакций, становится все более частой преувеличенно-оп­тимистическая оценка будущего.

Можно отметить замедленность в движениях, мимическую бедность; низкий или невысокий темп работы в эксперименте приводит к существенному удлинению исследования по времени. Мотив уча­стия в исследовании часто оформляется как стрем­ление соответствовать ожиданиям эксперимента­тора. Работоспособность в эксперименте варьирует, истощаемость отсутствует. Помощь и подсказка принимаются, но используется ограниченно, в за­висимости от степени интеллектуального снижения. Испытуемые часто высказывают благодарность за исследование.

Виды нозологических форм, при которых встре­чается данный патопсихологический симптомокомплекс — это генуинная и симптоматическая эпилеп­сия, органические заболевания головного мозга, последствия черепно-мозговой травмы с судорож­ным синдромом, органические расстройства лично­сти, эпилептоидная психопатия.

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 5303 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Патопсихологический синдром — эпилепсия.

Эпилепсия — эндогенно-органическое заболевание с хроническим течением, возникающее преимущественно в детском и юношеском возрасте, характеризующееся разнообразными пароксизмами, а также изменениями личности, нередко достигающими выраженного слабоумия.

1. Генуинная эпилепсия (внутренне присущая) — причина не выявлена

2. Симптоматическая эпилепсия — возникает в результате тяжелого поражения головного мозга. Например: черепно-мозговая травма, опухоли (объемный процесс), воспалительный процесс.

Психологическая характеристика больного:

1. изменение динамики протекания психических процессов.

Два феномена:

а) — общая замедленность снижения темпов психических процессов. В обычном поведении проявляется в общей замедленности реакции, неуклюжести моторной сферы.

В эксперименте это проявляется так — замедленная ориентировка в новом задании. Например, таблицу Шульте в норме человек выполнит за 40-45 сек., а больной за 1 минуту, полторы минуты. Также и в других пробах. В свободных ассоциациях также проявляется замедленность при подборе слов

— инертность психической деятельности. Инертность состоит в трудности переключения. Степень выраженности инертности может быть различной в зависимости от тяжести и длительности заболевания. При генуинной эпилепсии может наблюдаться истощаемость. При симптоматической эпилепсии истощаемость наблюдается.

б) Нарушение познавательной деятельности.

Снижение всех видов познавательной деятельности:

— нарушение памяти: обычно не грубое. При генуинной эпилепсии обычно грубых нарушений нет.

Запоминание слов — медленное накопление объема запоминаемого материала. В запоминании рассказа может быть пропуск части сюжета. Также наблюдается нарушение опосредованного запоминания материала. Опосредование не улучшает запоминания, как в норме, а дезорганизует его. Больные эпилепсией — при опосредованном запоминании вязнут в деталях. Наблюдается предельная детализированность. Например, нужно запомнить веселый праздник. Они рисуют стол, закуски, выпивку, людей. Основную цель — запомнить, заменяет на цель — нарисовать. И начинается путаница в деталях.

Общая инертность психической деятельности. Неэкономичное использование опосредованного звена. Избыточность не приводит к улучшению.

— особенности внимания:

1. сужение объема внимания

2. трудности переключения внимания (требуется больше усилий для переключения внимания, чем в норме).

— особенности, специфика речи:

1. объединение инертности и нарушения памяти. Появляется замедленность темпа речи, амнестические западения (забывает слова). В речи достаточно много уменьшительно-ласкательных суффиксов. Олигофазия — замедление темпа и нарушение речевой памяти.

— нарушение мышления:

1. нарушение операциональной стороны мышления по типу снижения уровня обобщения. У больного наблюдаются трудности выделения существенного признака предметов и явлений, подмена данного признака, конкретно-ситуационным.

Трудности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

2. обстоятельность, тенденция к детализации суждений. Больной вязнет в деталях.

Нарушение мотивационной стороны мышления — в виде резонерства. Резонерство всегда многословно, аффективно насыщенно. Больной — моралист, учит всех жить. Это носит компенсаторный характер резонерства. Затруднение в выполнении задания, или когда больной пытается повысить свою самооценку и добиться признания от другого человека.

Изменение личности при эпилепсии. «С библией в руке и с камнем за пазухой»

Ханжество, слащавость. При первом впечатлении такой больной приятен, подчеркнуто вежлив. Все эти проявления — поведенческий фасад.

В ситуации конфликта, обиды, такой больной злобен, агрессивен, мстителе, злопамятен. Помнит малую обиду годами. Несоответствие поведенческому фасаду. Их точки зрения — ригидные. Они редко когда их меняют. Недостаточно прислушиваются к чужому мнению. Они подчеркнуто вежливы и лояльны к вышестоящим людям. Деспотичны к зависимым от них людям.

Им свойственен педантизм, максимальный контроль, детализация. Хорошо переносят монотонный труд. Создание чего-то — проблематично. Очень тревожная ситуация.

— инертность мотивационной сферы. Инертность побуждений, целей в крайней степени проявляется. Трудность адаптации в социальной реальности.