Фенотип дальтонизма

Фенотип дальтонизма

Калькулятор

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Практическое занятие 5, 6_Закономерности наследования признаков

Тема 4. Закономерности наследования признаков

Цели: сформировать умения определять генотип и фенотип детей по генотипу родителей, а также генотип родителей по фенотипу детей, прогнозировать проявление признаков в потомстве.

Примеры решения типовых задач Задача 1 . Определите вероятность рождения светловолосых и

темноволосых детей, если оба родителя гетерозиготные и темноволосые.

Ген A – темные волосы, ген a – светлые волосы

P: Aa x Aa G: A a, A a

F 1: AA; Aa; Aa; aa

Вероятность рождения светловолосых детей– 25 % и темноволосых – 75 %. Задача 2. Сращение пальцев – доминантный признак. Какова

вероятность в % рождения детей со сросшимися пальцами, если один из родителей гетерозиготен, а второй имеет нормальную кисть?

Решение. Ген А определяет сращение пальцев, ген а – нормальную

P: Aa x aa G: A a, a

Вероятность рождения детей со сросшимися пальцами – 50 %.

Задача 3. В семье один из супругов страдает альбинизмом, а второй – здоров. У них родились два ребенка: один здоров, а второй болен альбинизмом. Какова вероятность в % рождения последующего ребенка с

Гетерозигота Aa – здоровый ребенок; гомозигота aa –

ребенок, больной альбинизмом.

Вероятность рождения ребенка с альбинизмом – 50 %

Задачи для самостоятельного решения

Задача 1. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым.

− Гомозиготный кареглазый мужчина женился на гетерозиготной кареглазой женщине. Будут ли у них голубоглазые дети?

− Гомозиготный кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. Какой цвет глаз унаследуют их дети?

− Гетерозиготный кареглазый мужчина женился на гетерозиготной кареглазой женщине. Определить вероятность рождения ребенка с голубыми глазами.

Задача 2. Ген курчавости – доминантный. У курчавой матери и гладковолосого отца два ребенка: курчавый и гладковолосый. Определить генотипы родителей и их детей.

Задача 3. У курчавого отца (его мать имела курчавые, а отец гладкие волосы) и гладковолосой матери первый ребенок с курчавыми волосами. Какие волосы могут быть у следующих детей?

Задача 4. У здоровых супругов двое детей больны фенилкетонурией (заболевание, наследуемое по рецессивному типу), трое детей здоровы. Какова вероятность, что здоровым будет и шестой ребенок, которому предстоит родиться?

Задача 5. Аутосомно-доминантный ген, вызывающий в гомозиготном состоянии резкую деформацию конечностей, обуславливает у гетерозигот укорочение пальцев (орахидактилию). Укажите вероятность (в %) наличия той патологии у детей, если брахидактилией страдают оба родителя.

Задача 6. Ген альбинизма является рецессивным по отношению к гену, обусловливающему нормальную пигментацию. Укажите (в %) вероятность рождения альбиноса в семье, где оба родителя альбиносы.

Задача 7. Женщина-альбинос вышла замуж за здорового мужчину и родила альбиноса. Какова вероятность (в %), что второй ребенок тоже окажется альбинос?

Задача 8. Редкий в популяции ген а вызывает у человека наследственную анофтальмию (безглазие), аллельный ген А обуславливает нормальное развитие глаз, у гетерозигот глазные яблоки уменьшены.

− супруги гетерозиготны по гену А. Определить расщепление по фенотипу и генотипу в потомстве.

− мужчина, геторозиготный по гену А, женился на женщине с нормальными глазами. Какое расщепление по фенотипу ожидается в потомстве?

Задача 9. Ретинобластома (опухоль сетчатки глаз) обусловлена доминантным геном, пенетрантность которого составляет 70%. В медикогенетическую консультацию обратилась Анни Браун с просьбой определить вероятность данного заболевания у ее младшего сына. Анни и ее супруг здоровы, но у их старшего сына Ганса возникла ретинобластома. Кроме того, отец Питера в юности был прооперирован по поводу ретинобластомы. У матери Питера и родителей Анни, а также у ее сибсов, этого заболевания не было. Ответьте на вопрос, интересующий пробанда.

Множественный аллелизм. Наследование групп крови

Решение типовых задач Задача 1 . У мальчика группа крови – 0, а у его сестры – АВ.

Определите генотипы их родителей и тип взаимодействия генов у сестры.

Будь на волне! Будь с нами!

  • Главная
  • Публикации
  • Видео новое
  • Тесты новое
  • Популярные
  • Мне повезёт!

Задачи по генетике: примеры, решение с объяснениями

Умение решать задачи по генетике очень важно, особенно, если школьник собирается сдавать Единый Государственный Экзамен по предмету биология. На первый взгляд, генетические задачи представляют собой что-то запутанное и непонятное. Но если разобраться в процессе решения, то все окажется не так уж и страшно. Давайте разберемся, как решать задачи по генетике.

Генетика — это сравнительно новая наука, заключающаяся в изучении наследования и изменчивости живых организмов. Огромный вклад в ее развитие привнес знаменитый ученый-биолог Грегор Мендель. Именно он сформулировал три самых главных закона, от которых в дальнейшем оттолкнулось развитие данной научной области и ввел понятие «генетика».

Несмотря на то, что имя этого выдающегося ученого фигурирует во многих учебниках как имя первооткрывателя данной биологической области, не стоит думать, что он первый задумался о наследственности. За его открытиями и тремя постулатами генетики стоит титанический труд его последователей, пытавшихся изучить данную область. Ведь, как показывает история, уже более шестисот лет назад люди понимали примитивные закономерности наследования, но не могли их объяснить.

Законы Менделя

Без знания трех основных законов наследования и изменчивости невозможно заниматься решением задач по генетике.

Первый закон объясняет принципы единообразия гибридов первого поколения и звучит следующим образом:

При скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных проявлений признака, все первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести проявление признака одного из родителей. (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push(<>);

Данный закон означает, что если скрестить две чистые линии по одному признаку, например, зеленый и желтый горох, то абсолютно у всех потомков проявится только один цвет (либо желтый, либо зеленый), в зависимости от того, чей признак более сильный (доминантный).

Второй закон, который объясняет расщепление признаков, звучит следующим образом:

При скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом отношении: по фенотипу -3:1, по генотипу — 1:2:1.

Это означает, что у родителей, которые не являются чистыми линиями, в любом случае, с меньшей вероятностью, но появится у потомства внешнее различие, не говоря уже о генотипе.

Третий закон о независимом наследовании звучит как:

При скрещивании двух особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

Это означает то, что один независимо наследуемый признак никак не может повлиять на проявление или не проявление другого независимого признака.

Общие правила

Чтобы научиться решать задачи по генетике, необходимо:

  • Уметь читать условие задачи, выбирая из него необходимую информацию.
  • Уметь различать аллельные и неаллельные гены.
  • Различать наследование, сцепленное с полом и аутосомное.
  • Уметь пользоваться терминологией и правилами оформления задач.
  • Уметь пользоваться решеткой Пеннета.

Если вы уже имеете представление о генетике как о науке, знаете терминологию и теорию, то половина пути уже пройдена — можно приступать к решению задач.

Оформление

Задачи по биологии на генетику имеют свою специфику оформления, для который необходимо знать и уметь пользоваться особой символикой. Данные символы представлены в таблице.

Пользование данной символикой поможет облегчить решение задач и уменьшит громоздкие записи сложных заданий.

Решетка Пеннета

Решетка Пеннета — это специальная таблица, которой очень удобно пользоваться при решении задач по генетике, в условиях которых фигурируют более одной пары признаков.

Она представляет собой таблицу, по правую сторону которой вертикально пишется мужской генотип, а горизонтально сверху — женский. Середина заполняется предполагаемым генотипом потомков.

Если задачи по теме генетика даются школьнику с трудом, то рекомендовано решать даже самые легкие из них с помощью этой решетки. Она поможет правильно расписать генотип, не запутавшись.

Многибридное скрещивание

Теперь, когда основные генетические принципы рассмотрены, можно приступать к объяснению задач по генетике. Начнем изучение с самых простых примеров на моногибридное скрещивание, в которых рассматривается только одна пара признаков.

Возьмем такой пример задачи по генетике: ген глухоты является рецессивным, в отличие от гена нормального слуха. У неслышащего мужчины и нормальной женщины родился ребенок с нарушением слуха. Необходимо определить генотипы всех членов семьи.

Как решить задачу по генетике? Начнем разбор по-порядку:

  1. Ген глухоты рецессивный, значит обозначим его «а», ген нормального слуха будет «А».
  2. В задаче ничего не сказано про половые хромосомы, значит ген локализуется в аутосоме.
  3. Подберем генотип отца. Он не слышит, и, учитывая, что ген глухоты рецессивный, этот мужчина должен иметь чистую линию следующего типа — «аа».
  4. Тот же принцип будет у потомка. Полная глухота возможна лишь при чистой линии рецессивного признака, иначе бы доминантный ген нормального слуха перекрыл его.
  5. Подберем генотип матери, у который по условию нормальный слух. Согласно первому закону Менделя о том, что при скрещивании двух чистых линий потомки всегда носят доминантный фенотип, можно сделать вывод, что мать является гетерозиготной по данному признаку.

Таким образом ответ этой задаче по генетике следующий: аа — отец, аа — ребенок, Аа — мать.

Дигибридное скрещивание

Решение задач по биологии на генетику такого типа предполагает использование решеток Пеннета. В данных задачах рассматривается наследование двух независимых признаков.

Итак, условие, взятое из учебника:

У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой, а гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Скрестили между собой гомозиготные растения томатов с красными и гладкими плодами с гомозиготным растением томатов с желтыми и опушенными плодами. Определите генотип и фенотип потомства.

Другие публикации:  Триада симптомов характерных для глаукомы

Приступим к решению данной задачи по генетике:

  • Определим важные моменты задачи: красную окраску, которая является более сильным признаком, обозначим, как «А», соответственно желтую, как — «а». Гладкую кожицу, как «В», а кожицу с пушком, как «в».
  • Известно, что родители являются чистыми линиями, следовательно их генотипы примут следующий вид: ААВВ и аавв.
  • Чтобы определить генотипы и фенотипы потомков в первом поколении не нужно даже составлять решетку Пеннета. Согласно первому закону все потомки будут гетерозиготны (АаВв) и иметь фенотип доминантный фенотип, то есть красную окраску и гладкую кожицу.

Задачи с решеткой Пеннета

Рассмотрим задачи по генетике также с дигибридным скрещиванием, но уже по-сложнее.

Возьмем потомков первого поколения из условия выше, то есть томаты с красной гладкой кожицей и генотипом АаВв и скрестим их с рецессивной чистой линией (аавв).

Чтобы узнать генотипы и фенотипы потомков, для удобства нам необходимо составить таблицу.

Теперь по известным генотипам очень легко определить внешний вид потомков:

  • 1 потомок с красной кожурой и гладкой кожицей (АаВв);
  • 1 с красной кожурой и пушком (Аавв);
  • 1 с желтой кожурой и гладкой кожицей (ааВв);
  • 1 желтый с пушком.

Вот так легко решается задача по генетике на скрещивание по двум и более признакам.

Наследование, сцепленное с полом

Помимо признаков, наследуемых по аутосомному типу, у человека и животных существует огромное количество признаков, которые локализуются в половых хромосомах.

Известно, что у человека, не страдающего какими-либо серьезными генетическими отклонениями, их две (ХХ у женщин; ХУ у мужчин). Большинство признаков несет именно Х хромосома.

Рассмотрим пример решения задач по генетике на данную тему. Возьмем условие из учебника:

От родителей, по фенотипу имеющих нормальное зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик-дальтоник (не различает красный и зеленый цвета). Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей? var blockSettings13 = ; if(document.cookie.indexOf(«abmatch=») >= 0)< blockSettings13 = ; > !function(a,b,c,d,e)),e=b.getElementsByTagName(«script»)[0],d=b.createElement(«script»),d.type=»text/javascript»,d.src=»https://an.yandex.ru/system/context.js»,d.async=!0,e.parentNode.insertBefore(d,e)>(this,this.document,»yandexContextAsyncCallbacks»);

Решение данной биологической задачи по генетике будет следующим:

  • Как известно, дальтонизм сцеплен с Х хромосомой как рецессивный признак. Обозначим дальтонизм как Ха, а нормальное зрение, как ХА.
  • Определим генотип родителем. Если отец имеет нормальное зрение, то он не может быть носителем гена дальтонизма в виду своей половой особенности. Его генотип — ХАУ. Учитывая то, что в семье все-же появился дальтоник, мать была носителем этого дефекта, хотя сама им не страдала. Ее генотип ХАХа.
  • Чтобы определить генотипы детей, составим для большего удобства специальную таблицу:

Таким образом мы определили все генотипы в данной задаче по генетике.

Задачи на группы крови

Это особый тип задач, при решении которых надо знать, каким именно образом наследуется та или иная группа крови. Для этого необходимо воспользоваться специальной таблицей, изображенной на рисунке ниже.

Теперь, узнав главные закономерности, давайте попробуем решить задачу по генетике следующего содержания: у матери 1-я группа крови, а у отца — 4-я. Определите группы крови ребенка.

Разберем задачу по-порядку:

  • Согласно таблице, данной выше, 1-я группа крови обозначается, как IOIO, а 4-я — IAIB.
  • Учитывая генотипы родителей, группа крови ребенка будет либо 2(IAIO), либо 3 (IBIO), в соотношении 50 процентов.

Попробуем решить еще одну задачу, но уже на резус-фактор. Для этого воспользуемся другой показательной таблицей, представленной на рисунке.

Итак, дано: оба родителя имею отрицательный резус фактор, а ребенок — положительный. Отец решил сделать тест на подтверждение родства. Какой будет результат данного теста?

Ответ: по результатам теста на определение отцовства, ребенок не будет являться родным. Так как положительный резус-фактор означает, что он должен иметь хотя бы одного родителя с положительным резус-фактором.

Задачи повышенной сложности

Рассмотрев, простые задачи по генетике, давайте попытаемся решить более сложные. Возьмем, пример, задачу, которая будет содержать в совокупности и аутосомные признаки и половые.

Итак, дано: у человека генетически обусловлено доминирование карих глаз над голубыми. А дальтонизм считается рецессивным по отношению к нормальному зрению.

Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей — дальтоников с карими глазами и их пол.

Решаем пошаговым способом:

  • Как известно из ранее решенных задач, дальтонизм сцеплен с полом, а, если конкретно, то с Х хромосомой, и обозначается, как Ха. Про признак цвета глаз ничего не сказано, значит делаем вывод, что он аутосомный и обозначаем его В(карие) и в(голубые).
  • Определим генотип матери. Известно, что она кареглазая и имеет нормальное зрение, но она не может быть чистой линией, потому что ее отец имел голубые глаза и проблемы с восприятием цвета. Таким образом, ее генотип будет ВвХАХа.
  • Определим генотип отца. Из условия это сделать не сложно: он имеет голубые глаза и нормальное зрение, значит — ввХАУ.
  • Для того, чтобы определить генотип потомков, составляем решетку:

Наглядные генотипы готовы. Теперь осталось определить вероятность появления в этой семье кареглазых детей с нарушениями цветовосприятия и определить их пол. Для этого внимательно рассмотрим таблицу. Кареглазый дальтоник появится только в одном случае, и это будет мальчик. Таким образом вероятность его появления равна 1/8.

Генетика в Едином Государственном Экзамене

Выпускники, нацеленные на сдачу биологии в этом году, должны знать, что встречаются в ЕГЭ задачи по генетике. Чтобы успешно сдать экзамен, не достаточно уметь решать простые задания на изменчивость и наследование, но еще обладать навыками решения более сложных заданий.

Согласно статистке в Едином государственном тестировании встречаются несколько вариантов генетических задач, как в первой части, так и в последней, которая дает большее количество баллов.

Задачи по генетике на моногибридное скрещивание очень часто фигурируют в части А демонстрационных вариантов, под номерами (7, 8 и 30).

А вот задания на дигибридное и полигибридное скрещивание, на половое наследование и на группы крови чаще всего составляют последнюю, саму сложную часть вопросов Единого Государственного экзамена. Они фигурируют под номером 6.

За правильно решенную и, что немаловажно, правильно оформленную задачу могут дать три балла.

Также возможно встретить и смешанный тип, который рассмотрен в данной статье как задачи повышенной сложности. Им тоже необходимо уделять внимание при подготовке к поступлению, потому что на первом курсе профиля естественных наук будут решаться такие задачи.

Чтобы успешно сдать ЕГЭ, необходимо уделять внимание не только теоретической подготовке, но и практиковаться в решении задач. Систематичность и регулярность в этом деле вознаградят выпускников высокими баллами за экзамен и поступлением в выбранный институт на хорошую специальность.

Решение задач на наследование, сцепленное с полом

Здравствуйте , уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru

На этой странице блога я анонсирую свою новую платную книгу:

«Решение задач на наследование, сцепленное с полом».

Сразу хочу обратить ваше внимание на то, что не только учащиеся, но и учителя оказывается путают или вообще не разделяют эту тему от темы по сцепленному наследованию.

Так, например, на очень хорошем учебном сайте ИНФОУРОК на представленной презентации по наследованию, сцепленному с полом, ключевой слайд назван «Сцепленное наследование».

Прочитав небольшую теоретическую часть книги,

у вас будет четкое представление о том, чем в корне отличаются «наследование, сцепленное с полом» от «сцепленного наследования», а где они в чем-то и пересекаются.

Этот сборник может быть полезен:

1. Прежде всего абитуриентам. С каждым годом генетические задачи в экзаменационных вариантах ЕГЭ становятся всё сложнее. Уже встречаются задания, на наследование, сцепленное с полом не с одним, а сразу с двумя признаками. То есть к этим задачам надо применить знания как по сцепленному наследованию, так и по наследованию, сцепленному с полом.

2. Учителям и репетиторам по биологии, изучив теоретическую часть сборника, возможно, будет легче объяснять учащимся какие-то противоречивые моменты этого раздела генетики.

Практическая часть книги включает

1) задания методического характера и 2) задачи из контрольных вариантов ЕГЭ за прошлые годы. Надеюсь, что мое разъяснение их решений поможет вам в решении любых подобных заданий.

Итак, предлагаю Вашему вниманию платную электронную книгу:

«Решение задач на наследование, сцепленное с полом»

* Ознакомившись с небольшой теоретической частью книги, Вам этот раздел генетики не покажется сложным

* Решения 26 заданий общего методического плана, и 20 задач из вариантов ЕГЭ прошлых лет даются с разъяснениями.

Книга в формате .pdf. Стоимость 330 рублей.

Напишите мне письмо boris.sadykov@gmail.com о желании сделать покупку.

После моего ответа, что Вы приняли мудрое решение, Вы будете знать, что у меня есть Ваш адрес электронной почты , на который я в тот же день (иногда в тот же час) после оплаты вышлю купленные материалы.

ОПЛАТИТЬ МОЖНО:

1. На мою электронную карту Сбербанка России : 2202 2008 1307 8159

2. электронные кошельки:

Яндекс Деньги 41001493555269

3. На ТЕЛЕФОН (оператор МЕГАФОН — Поволжский филиал): +7(927)32-32-052

Если возникнут вопросы по скачиванию и изучению материалов на вашем компьютере, обязательно напишите — без поддержки я Вас не оставлю.

Задачи, решения которых подробно разбираются в этом сборнике

Задания методического характера

1. Дайте следующие определения: гомогаметный пол, гетерогаметный пол, гемигаметный пол.

2. В чем разница между выражениями «Наследование пола» и «Наследование, сцепленное с полом»?

3. Анализируется наследование признака, сцепленного с Х-хромосомой. В потомстве произошло неравномерное распределение признака по полу. Все дочери унаследовали отцовский признак, а все сыновья оказались схожи с матерью. Запишите скрещивание.

4. Запишите геномы гамет мужчины, имеющего IV группу крови и страдающего гемофилией.

5. Составьте схемы, иллюстрирующие текст, приведенный ниже, показав генотипы и характер наследования дальтонизма.
Если женщина, страдающая цветовой слепотой, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, то у их детей наблюдается очень своеобразная картина перекрестного наследования: все дочери от такого брака получат признак отца, то есть они имеют нормальное зрение, а все сыновья, получая признак матери, страдают цветовой слепотой (d — дальтонизм, сцепленный с Х-хромосомой). В том же случае, когда наоборот, отец является дальтоником, а мать имеет нормальное зрение, все дети оказываются нормальными. В отдельных браках, где мать и отец обладают нормальным зрением, половина сыновей может оказаться пораженными цветовой слепотой. В основном наличие цветовой слепоты чаще встречается у мужчин.

Другие публикации:  Дальнозоркость сетчатка

6. Рецессивный ген дальтонизма (располагается в Х-хромосоме). Девушка с нормальным зрением (отец её был дальтоником) выходит замуж за мужчину с нормальным зрение, отец которого был дальтоником. Определите фенотип F.

7. У здоровой женщины есть брат дальтоник. Может ли у нее родиться сын с цветовой слепотой? Какова теоретическая вероятность этого события?

8. Гены дальтонизма и гемофилии полностью сцеплены и находятся в одной хромосоме. Здоровая женщина, отец которой болеет дальтонизмом, а мать — носительница гена гемофилии, выходит замуж за здорового мужчину. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка. Кроссинговер не учитываем.

9. У человека рецессивный ген h обусловливает гемофилию. Он локализован в Х-хромосоме и является полулетальным. Здоровая женщина, отец которой был болен гемофилией, вышла замуж за здорового юношу. У них было 7 детей. Сколько детей было здоровых? Сколько из них девочек? Сколько мальчиков гемофиликов?

10. Гены цветовой слепоты и ген ночной слепоты локализированы в Х-хромосоме и наследуются по рецессивному типу. Определите вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где жена гетерозиготна по обоим признакам, а муж имеет обе формы слепоты.

11. У человека ген геморрагического диатеза (а) и его нормальный аллель (А) находятся в половых хромосомах. Какие дети могут родиться в браке от здоровых родителей? Определите генотипы родителей.

12. У отца отсутствуют потовые железы, а у матери нормально развитые. Могут ли унаследовать это заболевание дети, если отсутствие потовых желез — рецессивный признак, сцепленный с полом?

13. Аравийский шейх Махмуд, владелец нефтяных месторождений, был альбиносом и не имел потовых желез. Его сын Джалиль и дочь Лейла имеют нормальный фенотип. После смерти Махмуда управление фирмы на себя взял его младший брат Анис (тоже альбинос без потовых желез), но наследником фирмы он не является. Согласно завещанию, оставленному Махмудом, все имущество должен получить тот из его детей, у которого родится девочка-альбинос без потовых желез. По совету своей матери Лейла вышла замуж за своего дядю Аниса, а Джалиль женился на его фенотипически нормальной дочери Сауд. Каковы их шансы получить нефтяные вышки, учитывая, что альбинизм является аутосомным признаком, а отсутствие потовых желёз (ангидротическая эктодермальная дисплазия) сцепленным с Х-хромосомой? Оба признака рецессивны.

14. Гипертрихоз ушной раковины наследуется как сцепленный с Y-хромосомой признак, который проявляется лишь к 17 годам жизни. Одна из форм ихтиоза наследуется как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. В семье, где женщина нормальна по обоим признакам, а муж является обладателем только гипертрихоза, родился мальчик с признаками ихтиоза. Определите возможность проявления у мальчика гипертрихоза и вероятность рождения в этой семье детей без аномалий?

15. При скрещивании самки дрозофилы с черным телом (b) и вильчатыми щетинками (f), с самцом с серым телом и нормальными щетинками, в потомстве получили 88 самок с черным телом и нормальными щетинками, 91 самку дикого типа, 89 самцов с черным телом и вильчатыми щетинками, 91 самца с серым телом и вильчатыми щетинками. Каковы генотипы родителей и потомков?

16. Гомозиготная красноглазая самка дрозофилы скрещена с белоглазым самцом. Какова будет окраска глаз у потомства от возвратного скрещивания самки первого поколения с ее отцом?

17. У дрозофилы ген «изрезаных» крыльев и ген «гранатовых» глаз сцеплены и находяться в Х-хромосоме, при этом количество обычных и кроссоверных гамет образуются в равных частях. Соответствующие доминантные аллели дикого типа определяют нормальную длину крыльев и красные глаза. В эксперименте скрещивали самок чистых линий дикого типа и рецессивных по обоим генам самцов (гетерогаметный пол). Затем гибриды первого поколения скрещивали между собой, при этом было получено 56 яиц. Рассчитайте, из скольких яиц появятся самцы с «изрезанными» крыльями и «гранатовыми» глазами.

18. У дрозофилы ген «изрезаных» крыльев и ген «гранатовых» глаз сцеплены и находятся в Х-хромосоме на расстоянии 24 морганид. Соответствующие доминантные аллели дикого типа определяют нормальную длину крыльев и красные глаза. В эксперименте скрещивали самок чистых линий дикого типа и рецессивных по обоим генам самцов. Затем гибриды первого поколения скрещивали между собой, при этом было получено 56 яиц. Рассчитайте, из скольких яиц появятся самцы с «изрезанными» крыльями и «гранатовыми» глазами.

19. У домашней кошки доминантный ген В локализован в Х хромосоме и обуславливает рыжий цвет шерсти. У черепаховой кошки родились котята чёрный, рыжий и черепаховый. Написать какой котёнок может реабилитировать рыжего соседского кота?

20. У кошек есть пара генов, сцепленных с полом, определяющих окраску шерсти. Аллель А обуславливает рыжую окраску шерсти, а рецессивный аллель а-малое — черную. Гетерозиготы Аа имеют пеструю (черепаховую) окраску. Как можно объяснить рождение черепаховых котов в потомстве от черепаховой кошки и рыжего кота?

21. Скрестили черную кошку с рыжим котом. 1. Будут ли в потомстве котята, подобные фенотипу отца? 2. В каком случае аномальный мейоз у одного из родителей может привести к рождению черепаховых котиков? 3. В каком случае аномальный мейоз у обоих родителей может привести к рождению рыжих котиков?

22. При скрещивании полосатых кур с розовидным гребнем с черными петушками, также имеющими розовидный гребень, в потомстве получено 20 полосатых петушком и 20 черных курочек. При этом 15 петушков и 15 курочек имеют розовидный гребень, а 5 петушков и 5 курочек имеют листовидный гребень. Определите генотипы родителей и потомков.

23. Ха — золотистая окраска, ХА — серебряная. От скрещивания курочки серебряной окраски с петушком такого же фенотипа часть цыплят курочек была золотой окраски. Вопросы: 1. Сколько типов гамет у петуха? 2. Сколько разных фенотипов потомстве? 3. Какова вероятность получить золотого петушка? 4. Какова вероятность в F1 золотых цыплят курочек? 5. Какова вероятность цыпленка с генотипом матери курицы? Вероятность выразить в %.

24. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, вылупилось 9000 живых цыплят. Сколько среди них коротконогих петушков и коротконогих курочек, если известно, что петух гетерозиготен по летальному гену (Ха); аутосомный ген коротконогости (С) в гомозиготе также вызывает гибель зародыша.

25. У кур встречается рецессивный, сцепленный с полом ген, который в гомозиготном (гемизиготном) состоянии дает летальный эффект до вылупления. Нормальная самка, скрещенная с гетерозиготным по летальному гену самцом, дала 240 живых цыплят. Сколько среди них курочек (самок) и петушков (самцов)?

26. У кур встречается рецессивный сцепленный с полом летальный ген, который вызывает гибель цыплят ещё до вылупления. Нормальная самка, скрещенная с гетерозиготным по летальному гену самцом, дала 120 живых цыплят. Какое количество среди них самцов? Самок?

Задачи на наследование, сцепленное с полом из контрольных вариантов ЕГЭ за прошлые годы

1. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

2. У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то, что отцы обоих супругов страдают цветовой слепотой (дальтонизмом). Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой (Xd). Определите генотипы мужа и жены. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения у них сына с нормальным зрением, дочери с нормальным зрением, сына-дальтоника, дочери-дальтоника?

3. Рецессивные гены гемофилии и дальтонизма связаны с X-хромосомой. Какое потомство будет получено от брака мужчины, больного гемофилией, и женщины, больной дальтонизмом (гомозиготной по признаку отсутствия гемофилии)?

4. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

5. Мужчина, страдающий дальтонизмом (цветовая слепота) и глухотой, женился на женщине, нормальной по зрению и хорошо слышащей. У них родился сын глухой и дальтоник, и дочь-дальтоник, но с хорошим слухом. Определите вероятность рождения в этой семье дочери и обеими аномалиями, если известно, что дальтонизм и глухота передаются как рецессивные признаки, но дальтонизм сцеплен с X-хромосомой, а глухота — аутосомный признак.

6. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

7.Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношение генотипов и фенотипов.

8. У человека недостаток фосфора в крови, вызывающий специфическую форму рахита, зависит от доминантного гена (А), сцепленного с полом, а близорукость — от доминантного аутосомного гена (В). Здоровая женщина, гетерозиготная по гену близорукости, вступает в брак с мужчиной, который страдает рахитом, но имеет нормальное зрение. Оцените вероятность рождения ребенка без этих недостатков.

9. У канареек доминантный ген определяет зеленую окраску оперения и сцеплен с Х-хромосомой. Оба родителя зеленые. В потомстве получены зеленый самец и коричневая самка. Определите генотипы родителей

10. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном XВ, рыжая – геном Xb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились два рыжих котенка. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков.

11. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (Xа), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. При скрещивании гетерозиготного по этому признаку самца с самкой появилось потомство (у птиц гетерогаметный пол – женский). Составьте схему скрещивания и определите генотипы родителей, возможного потомства и соотношение по полу выживших цыплят.

Другие публикации:  Ячмень на глазу не передается

12. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол – женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.

13. Серебристую курицу из породы виандот скрестили с золотистым (коричневым) петухом породы леггорн. Определите численное соотношение расщепления гибридов по генотипу и фенотипу (по полу и окраске птиц). Ген серебристой окраски доминирует над геном золотистой окраски и находится в Х-хромосоме. Генетическая формула определения пола у птиц иная, чем у млекопитающих: у курицы — ХY, у петуха ХХ.

14. У кур гены, влияющие на окраску оперения, локализованы в Х-хромосоме. У одной из пород кур ген серебристого оперения (А) доминирует над геном золотистого оперения (а). С каким генотипом следует подбирать кур и петухов, чтобы определять пол цыплят по оперению?

15. При скрещивании белых кур с полосатыми петухами получили полосатых петушков и курочек. При скрещивании этого потомства между собой в F2 получено: 303 полосатых петушка и 306 полосатых и белых курочек . Объясните результаты . Сколько белых курочек было в F2

16. При скрещивании рябой курицы без хохолка и рябого хохлатого петуха в потомстве все петухи были рябыми хохлатыми, половина кур рябая с хохолком, а половина – коричневая с хохолком. При скрещивании коричневой курицы с её отцом всё потомство имело хохолок, половина из них была рябая, половина – коричневая независимо от пола. От рябой курицы первого поколения и её брата были получены потомки с хохолком и без хохолка в отношении 3:1 независимо от пола. Как наследуются признаки окраски и хохлатости? Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения? Какое потомство можно ожидать при скрещивании коричневой курицы первого поколения с одним из её братьев?

17. У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном d, а нормальное цветовое зрение – его доминантным аллелем D. Ген цветовой слепоты локализован в X-хромосоме. В браке женщины с нормальным зрением, родственники которой страдали полной цветовой слепотой, и мужчины с нормальным зрением, у отца которого так же была полная цветовая слепота, родились три дочери с нормальным зрением и два сына с цветовой слепотой. Объясните полученные результаты.

18. Ген, обусловливающий нормальную свертываемость крови, обозначен Н, а ген гемофилии, при котором кровь теряет способность свертываться — h. Какое потомство может появиться у женщины-носительницы гена гемофилии, вступающей в брак с нормальным по этому признаку мужчиной?

19. Одна из форм дальтонизма (нарушение цветовосприятия) — рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. Неспособность различать вкус фенилтиокарбоната (ФТК) -рецессивный аутосомный признак. Здоровые мужчина и женщина, воспринимающие вкус ФТК, имеют сына дальтоника и дочь, не способную воспринимать вкус ФТК. Чему равна вероятность рождения в этой семье здорового мальчика, воспринимающего вкус ФТК?

20. Известно, что у бабочек гетерогаметным полом являются самки. Определите какой процент длинноусых пятнистых особей среди самок можно ожидать от скрещивания дигетерозиготного длинноусого самца однотонной окраски с короткоусой пятнистой самкой, если признак наличия пятен сцеплен с X-хромосомой.

Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом

Столичный учебный центр
г. Москва

Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом

Цель урока: продолжить формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практике.

Оборудование: сборники задач по генетике, таблицы по общей биологии.

Проверка домашнего задания.

Каков хромосомный механизм определения пола?

В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки?

Как называются гены, находящиеся в одной хромосоме?

Раскройте сущность явления наследования, сцепленного с полом?

Сколько групп сцепления у мужчин и женщин?

Что такое кроссинговер? Какую роль он играет в явлении сцепления генов?

Решение генетических задач.

Задача № 1. Доминантные гены катаракты и элиптоцитоза расположены в первой аутосоме. Определите вероятные фенотипы и генотипы детей от брака здоровой женщины и дигетерозиготного мужчины. Кроссинговер отсутствует.

А – катаракта Р: а b АВ

а – здоровы а b а b

Р: ○ – здорова G

Ответ: 50 % детей имеют обе аномалии, 50 % детей здоровы.

Задача № 2. При скрещивании пятнистых нормальношерстных кроликов со сплошь окрашенными ангорскими крольчихами гибриды были пятнистые нормальношерстные. В потомстве от анализирующего скрещивания получено:

52 – пятнистых ангорских;

288 – сплошь окрашенных ангорских;

46 – сплошь окрашенных нормальношерстных;

314 – пятнистых нормальношерстных.

Дано: Решение:

А – пятнистая шерсть Р: АВ а b

а – сплошь окрашенная шерсть а b а b

В – нормальная длина шерсти

b – ангорская шерсть

Р: ○ – сплошь окрашенная ангорская G

□ – пятнистая нормальная шерсть

Найти: расстояние между генами

окраски и длины (С)

Очевидно, что шерсть нормальной длины доминирует над ангорской, а пятнистая окраска – над сплошной. Гены окраски и длины шерсти сцеплены, так как при расщеплении в анализирующем скрещивании наблюдается неравномерное соотношение фенотипических классов (в отличие от менделеевского 9 : 3: 3: 1 для F 2 в дигибридном скрещивании).

Кроссоверные классы легко определить по меньшей численности или сравнивая классы с исходными родителями. Ясно, что здесь кроссоверные кролики 52 пятнистых ангорских и 46 сплошь окрашенных нормальношерстных. Для определения относительного расстояния между генами окраски и длины шерсти нужно вычислить процент кроссоверных кроликов от всего потомства:

С = (52 + 46) : (52 + 288 + 46 + 314) х 100 % = 14 %

Задача № 3. от родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?

Дано: Решение:

Х D – здоровый Скрытым носителем дальтонизма может быть

Х d – дальтоник только мать, поскольку у отца ген дальтонизма

Р – нормальное зрение проявился бы фенотипически. Следовательно,

F 1 – у всех нормальное генотип матери Х D Х d , а генотип отца – Х D У.

зрение и один мальчик

Х d У Р: Х D Х d Х D У

F 1: Х D Х D : Х D У : Х D Х d : Х d У

здор. здор. здор. дальтоник

Ответ: Р: Х D Х d , Х D У;

F 1: 1 Х D Х D : 1 Х D У : 1 Х D Х d : 1 Х d У.

Задача № 4. Алкогольная зависимость определяется доминантным аутосомным геном (А), а потребность в курении табака – сцепленным с полом рецессивным геном ( b ). Курящий и пьющий мужчина женится на женщине, которая не курит и не пьет. Мужчина гетерозиготен по гену алкоголизма, а женщина гетерозиготна по гену табакокурения.

А. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети со склонностью к алкоголизму?

Б. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению?

В. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению и алкоголизму одновременно?

Г. С какой вероятностью эти дети будут мальчиками?

Дано: Решение:

А – алкогольная зависимость Р: ааХ В Х b АаХ b У

а – отсутствие алкогольной

зависимости G

Х В – отсутствие потребности

в курении

Х b – потребность в курении

Р: □ – курящий пьющий

(гетерозиготен по гену F 1:

алкоголизма) ♂ АХ b АУ аХ b аУ

○ – без вредных привычек ♀

(гетерозиготна по гену аХ В АаХ В Х b АаХ В У ааХ В Х b ааХ В У

табакокурения) алк. алк. без вредных без вредных

не курит не курит привычек привычек

Найти: F 1 — ? аХ b АаХ b Х b АаХ b У ааХ b Х b ааХ b У

1.склонные к алкоголизму? алк.курит алк. курит курит курит

2.склонные к курению?

3.склонные к курению

4.□ – с вредными привычками?

Ответ: 50 % потомства склонна к алкоголизму;

50 % — склонны к курению;

25 % детей склонны к курению и алкоголизму;

12,5 % мальчиков с вредными привычками (и пьют и курят).

Задача № 5. Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена доминируют над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено такое потомство: окрашенных гладких – 4152 особи, окрашенных морщинистых – 149, неокрашенных гладких – 152, неокрашенных морщинистых – 4163. Определите расстояние между генами?

Дано: Решение:

А – гладкая поверхность Р: АВ а b

а — морщинистая а b а b

В – окрашенные

в – неокрашенные G

Р: ♀ глад.окр. х ♂ морщ.неокр.

F 1 4152 – окраш.глад.

4163 – неокр.морщ. а b а b ab ab

4152 4163 152 149

Найти: расстояние между окр.гл. неокр.морщ. неокр.гл. окр.морщ.

Всего особей получено в результате

скрещивания – 8616, из них 301 особей

являются кроссоверными. Находим

расстояние между генами окраски и формы

С = (152+149): (8616)х100% = 3,5 % или

Ответ: расстояние между генами составляет 3,5 морганиды.

Задача. Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь – дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым, а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящимся в Х – хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет иметь такой же фенотип?