Доктор комаровский насморк детей

Книга от насморка. О детском насморке для мам и пап

Человек должен знать,

как помочь себе самому в болезни…

Серия «Библиотечка доктора Комаровского» основана в 2008 году.

Художники М. М. Осадчая, А. В. Павлюкевич, В. М. Юденков

Книга выходит в авторской редакции.

Защиту интеллектуальной собственности и прав издательства «КЛИНИКОМ» осуществляет юридическая компания «Юрпайинтел».

Маленькое предисловие

Сопли – не дождь, что иссякнет вскоре,
Нет! Бесконечны они, как море.

Особо интеллигентная фраза «слизь, вытекающая из носа» в переводе на нормальный язык выглядит некрасиво, но понятно – сопли. Соответственно, индивидуум, у которого вышеупомянутые сопли текут, называется сопливым.

Василиса обычно прекрасная, Кащей практически всегда бессмертный, а ребенок, как правило, сопливый.

Шмыгающий носом Сашенька, не умеющий сморкаться Юрочка, забывшая носовой платок Наташенька, Настенька, не пришедшая в детский сад из-за очередного насморка, – как все это привычно, заурядно, обыденно.

Сопливое детство! В этих словах почти нет негатива, ибо детство вполне может быть сопливым исчастливым одновременно! Мы все это понимаем. Будучи детьми, ходили с соплями. Став родителями, начали вытирать сопли у собственных детей.

Ребенок с насморком – явление настолько обыкновенное, что сам факт сопливости уже даже не воспринимается как препятствие для общения с другими детьми – двери детских садов и школ всегда широко раскрыты, поскольку, по меткому высказыванию одной воспитательницы, «если сопливых в детский сад не пускать, так мы здесь все без работы останемся».

Итак, насморк у детей – явление широко распространенное. И мы все, готовясь к родительству или став мамами и папами, прекрасно понимаем, что вырастить ребенка и не столкнуться многократно как с самим фактом соплей, так и с необходимостью лечения насморка нам однозначно не удастся.

Мы прекрасно понимаем, что если во всех случаях, когда у ребенка обнаруживаются сопли, родители будут немедленно обращаться за врачебной помощью, то нам однозначно не хватит ни врачей, ни поликлиник, ни лабораторий. Таким образом, детский насморк – совершенно реальный повод для родительского самолечения.

И хотим мы (врачи) этого или нет, но так было и так будет. И бороться с этим бессмысленно.

Тем не менее взрослые, помогающие сопливым детям, в абсолютном, в подавляющем большинстве случаев понятия не имеют о том, как помогать правильно.

Казалось бы, именно эти знания жизненно необходимы всем! Да не тут-то было: удивительно, нелогично, парадоксально, однако факт – в школах нам рассказывают о синусах и косинусах, но не рассказывают о том, как помочь при насморке собственному ребенку.

Детские насморки – не беда, не трагедия, а просто временная неприятность. Медицинская наука не может избавить вашего ребенка от соплей. Какими бы вы ни были замечательными родителями, с каким бы замечательным детским врачом вы ни дружили, несколько раз в год вы, мамы и папы, окажетесь перед фактом: у дитя насморк, надо помочь.

И если вы мамы и папы ответственные, то вы не будете проводить над малышом эксперименты, а постараетесь получить знания. Ибо есть реальные, простые, доступные, азбучные способы помощи ребенку, и вам надо совсем немного – захотеть об этом узнать.

Еще раз повторим: избежать насморков нельзя, помочь при насморке очень даже можно.

Вполне можно сделать так, что детство, сопливое постоянно, станет детством, сопливым эпизодически, и эпизоды эти будут короткими, легкими, редкими.

Что такое насморк?

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

Что пишут словари?

НАСМОРК, – а, м. – воспаление слизистой оболочки носа, сопровождающееся слизисто-гнойными выделениями и чиханием.

Большой Энциклопедический Словарь:

НАСМОРК (ринит) – воспаление слизистой оболочки носа в результате охлаждения, инфекции, аллергии.

Энциклопедический словарь медицинских терминов:

НАСМОРК – см. Ринит.

РИНИТ – воспаление слизистой оболочки полости носа.

– Самый распространенный симптом поражения дыхательных путей?

Слово из семи букв, первая «Н», последняя «К»?

– Конечно же, НАСМОРК! И есть такое подозрение, что это вообще самый распространенный симптом человеческих болезней…

Все словари – и толковые, и медицинские – рассматривают слово «насморк» в качестве синонима понятия «воспаление слизистой оболочки носа», т. е. «насморк» = «ринит».

На самом же деле разница есть, хотя, на первый взгляд, она (разница) не вполне очевидна. Но это только на первый взгляд.

– На что жалуетесь, мамочка?

– Что с тобой, дружище?

Т. е. насморк – это жалоба, констатация того факта, что из носа сопли бегут, или, как вариант, что нос заложило.

Насморк-жалоба – явление вполне ощутимое, его легко можно увидеть. Т. е. когда пациент жалуется на головную боль, так проверить это сложно, а когда на сопли, так проверить легко – вот они, родимые. Таким образом насморк-жалоба превращается в насморк-симптом [1] .

Ну а насморк-симптом позволяет врачу сделать вывод о том, что имеет место воспаление слизистой оболочки носа, и на этом основании поставить конкретный диагноз – ринит.

НАСМОРК – жалоба и симптом, которые возникают при РИНИТЕ – воспалении слизистой оболочки полости носа.

Сформулированные итоги наводят на мысль, что нам еще многое предстоит узнать, ибо если слова «нос» или «слизистая оболочка» кажутся вполне понятными, то словосочетание «полость носа» ясно не до конца. Ясность мы постараемся внести в следующей главе.

Анатомия и физиология, или рассказ о носах и носиках

… без носа человек – черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин; просто, возьми да и вышвырни за окошко!

Для чего нужен нос? На этот вопрос каждый ответит: во‑первых, для того, чтобы дышать, во-вторых, для того, чтобы нюхать.

Нос как орган обоняния – это, конечно, интересно, но однозначно не является предметом нашей книги. Хотя уже сейчас можно обратить внимание на то, что неспособность (или снижение способности) различать запахи – один из классических симптомов воспаления слизистой оболочки носа, т. е. ринита.

Итак, рассмотрим нос как орган системы дыхания, как орган, с которого дыхание, собственно, и начинается. Вполне очевидно: без небольшого экскурса в анатомию и физиологию органов дыхания нам обойтись не удастся. Напомним, что анатомия объясняет, как органы дыхания устроены, ну а физиология отвечает на вопрос о том, как они работают.

У детей раннего возраста все органы дыхательной системы (и нос, мягко говоря, не исключение) и по строению, и по функциональным возможностям существенно отличаются от таковых у взрослых, являются незрелыми и в течение нескольких лет продолжают активно расти и совершенствоваться.

Принято считать, что формирование органов дыхания заканчивается в основном к семилетнему возрасту. Рост, разумеется, продолжается, но после семи лет можно говорить уже не столько об особенностях функционирования, сколько об увеличении размеров и не более того.

Теперь конкретно про нос.

Непосредственно после вдоха воздух попадает в носовые ходы, где проходит обработку – очищается, согревается, увлажняется. Носовых ходов у взрослого человека три – верхний, средний и нижний. Так вот у маленьких детей нижний носовой ход отсутствует – он формируется только к четырем годам.

Теоретически вдыхаемый воздух попадает в так называемые придаточные (околоносовые) пазухи – особые полости в костях черепа. Существуют четыре пары придаточных пазух носа. Пазухи получили название по имени кости, в которой они расположены. Наиболее известна – верхнечелюстная, или гайморова, пазуха. Кроме нее имеются пазухи лобные, клиновидные и пазухи решетчатой кости.

В придаточных пазухах воздух подвергается дополнительному обогреву и увлажнению. Слово «теоретически» автор использовал потому, что у маленьких детей околоносовые пазухи недоразвиты.

Отсутствие нижнего носового хода и неспособность придаточных пазух выполнять свои функции приводят к тому, что маленькие дети становятся чрезвычайно чувствительными к физико-химическим характеристикам воздуха. Понятно ведь, что способность малыша очищать, увлажнять и согревать воздух несопоставима с таковой у взрослого человека.

Во время плача все (и дети, и взрослые) шмыгают носами. Это происходит потому, что излишек слез по так называемому носослезному протоку стекает в полость носа. Носослезный проток имеет клапаны, благодаря которым жидкость движется в строго определенном направлении – от глаза к носу, разумеется, а не наоборот. Возрастная особенность носослезного протока – он у младенцев короткий и широкий, а клапаны недоразвиты. Следствие этого – воспалительный процесс со слизистой оболочки носа легко может перейти (и очень часто переходит) на слизистую оболочку глаза.

Пройдя через носовые ходы, воздух попадает в глотку, затем в гортань. Вход в гортань прикрыт надгортанником. Надгортанник препятствует попаданию пищи и воды в дыхательные пути – закрывает вход в гортань во время глотания и представляет собой хрящевую пластинку, которая расположена у основания языка.

В глотку воздух может попасть и через рот. Понятно, что в этом случае он (воздух) не будет обработан (т. е. не будет очищен, обогрет, увлажнен).

Новорожденные и дети первых 4–6 месяцев жизни очень часто вообще не могут дышать через рот. Это происходит во многом из-за анатомических особенностей – глотка невелика, а язык и надгортанник относительно большие.

Еще одна чрезвычайно важная особенность глотки – у детей она находится намного выше, чем у взрослых, и это позволяет грудному ребенку глотать жидкую пищу в горизонтальном положении.

Глотка соединяется с полостью уха посредством особого канала – евстахиевой трубы. Понятно, что на каждое ухо приходится по трубе, и всего их две. Евстахиевы трубы у детей короткие и широкие, расположены более горизонтально, в сравнении со взрослыми. Неудивительны в этой связи частые воспаления уха именно у детей – микробы из носоглотки легко попадают в полость уха.

Другие публикации:  Местно хронический гайморит

Читатели наверняка обратили внимание на слово «носоглотка». Носоглотка – очень часто употребляемый врачами термин. Дело в том, что определить анатомическую границу между полостью носа и глоткой довольно сложно. Эти органы функционируют в тесной взаимосвязи, многие микробы вызывают одновременное поражение и носа, и глотки, так что произнести фразу «воспаление носоглотки» и удобно, и уместно.

В глотке находятся и миндалины – образования из так называемой лимфоидной ткани [2] . Сразу за дужками, отделяющими полость рта от глотки, расположены небные миндалины, ну а выше, примерно там, где заканчиваются носовые ходы, – глоточная миндалина [3] . У новорожденных миндалины недоразвиты, увидеть их удается не раньше шести месяцев (как правило, все-таки не раньше одного года).

Слизистая оболочка дыхательных путей вообще и полости носа в частности также имеет свои особенности – она тонкая, легко повреждается, а вот сосудов в ней много. Сосудов много, а желез, продуцирующих слизь, мало, более того – и те железы, что есть, недоразвиты. Как следствие – и количество слизи далеко не всегда соответствует потребностям, и защитные свойства слизи, и физические характеристики слизи (вязкость, эластичность) оставляют желать лучшего. К чему это приводит, догадаться несложно – именно у детей быстро и с легкостью развивается воспаление, возникает отек, образующаяся слизь не выполняет своих функций и может дополнительно затруднять дыхание.

Мы уже несколько раз произнесли словосочетание «полость носа», и тут надо внести определенную ясность. Полость носа – анатомическое понятие, подразумевающее пространство, выстланное изнутри слизистой оболочкой и разделенное перегородкой носа на две половины. Полость носа начинается ноздрями и заканчивается глоткой.

Итак, носики, в отличие от носов, неспособны полноценно очищать, увлажнять и согревать воздух. Т. е. они (носики) незрелы физиологически. Но это не всё. Есть и чрезвычайно важная анатомическая особенность – носик намного меньше носа, поэтому носовые ходы намного у́же, и это во много раз увеличивает вероятность возникновения затрудненного дыхания при воспалении и скоплении слизи.

Несколько слов о словах, или основы терминологии

Все, что может быть сказано, может быть сказано ясно.

Итак, мы уже знакомы с тем, как нос устроен, и с тем, как он работает. Становится понятным, что, коль скоро нос столь тесно контактирует с полостью уха, с околоносовыми пазухами, с носоглоткой и т. д. – так не получится говорить о носе и не упоминать эпизодически о других органах, которые и анатомически, и физиологически с носом очень тесно связаны.

Нам известно, что воспалительный процесс в носу называется ринитом. Этот воспалительный процесс сплошь и рядом не ограничивается слизистой оболочкой носа и распространяется на близлежащие анатомические образования. Возникает воспаление уже не совсем носа, и каждое такое воспаление имеет свое специальное медицинское название.

Вот с этими названиями нам и следует познакомиться, дабы избежать впоследствии недоразумений и непонятностей.

Главное, что надобно запомнить: в медицинской терминологии с помощью суффикса «-itis» образуют имена существительные – названия, указывающие на воспалительное заболевание.

Т. е. фактически, обнаруженная в некоем медицинском термине последовательность букв «-itis» переводится на русский язык словом «воспаление». Демонстрируем это конкретным примером.

Анатомическое образование – бронх (лат. bronchus).

Воспаление бронха – бронхит – bronchitis.

Казалось бы, все просто. Действительно, просто, но просто потому, что слово «бронх» нам всем прекрасно знакомо: оно имеет то ли латинское (bronchus), то ли греческое (bronchos) происхождение и не нуждается в переводе.

В ситуации, когда название конкретного анатомического органа не имеет русскоязычного аналога, все становится сложнее. Но не настолько сложно, чтоб не понять, не перевести, не запомнить.

РИНИТ (греч. rhis, rhinos – нос) – воспаление слизистой оболочки носа.

Околоносовые пазухи называют также синусами. Понятно, что воспаление пазух – СИНУСИТ. Каждая пазуха имеет свое название, соответственно и воспалительный процесс в этой пазухе обозначается вполне конкретно. Воспаление гайморовой пазухи – ГАЙМОРИТ, воспаление лобной пазухи – ФРОНТИТ (лат. frontis – лоб), воспаление клиновидной пазухи – СФЕНОИДИТ (греч. sphën – клин, sinus sphenoidalis – клиновидная пазуха), воспаление решетчатой кости – ЭТМОИДИТ (ethmoidale – решетчатый).

Воспаление слизистой оболочки глаза – КОНЪЮНКТИВИТ (conjunctiva – наружная оболочка глаза).

ЕВСТАХЕИТ – воспаление евстахиевой трубы, ОТИТ – воспаление уха (otos – ухо).

ФАРИНГИТ (pharynx – глотка) – воспаление глотки.

ТОНЗИЛЛИТ (tonsilla – миндалина) – воспаление миндалин, а воспаление глоточной миндалины (аденоидов) – АДЕНОИДИТ.

Очень часто используют комбинированные термины. Понятно, что не всегда удается определить, где воспалительный процесс точно заканчивается, поэтому вместо двух слов «ринит», «синусит» очень удобно сказать РИНОСИНУСИТ. Весьма распространенный в указанном аспекте термин – НАЗОФАРИНГИТ – воспаление носоглотки (в образовании этого слова участвует не греческое rhinos, а латинское – nasus – нос).

Ёж вдруг замолчал, вытянул вперед свой нос, потом поднял его кверху, потом поднял его еще выше, потом еще выше, потом зажмурил глаза, поднял нос еще выше и вдруг опустил его к самой земле и громко чихнул: Ааапчхиии!

Прежде чем начать непосредственное обсуждение проблем, связанных с детским насморком, хотелось бы обратить внимание читателей на чиханье – симптом (жалобу, акт, процесс), который часто возникает в связи с насморком. Неудивительно, что стоит ребенку чихнуть, как взрослые начинают волноваться – уж не заболел ли? Поэтому расскажем о чиханье поподробнее, дабы потом к этой теме не возвращаться.

Чиханье многократно легче изобразить, нежели описать. Но поскольку среди читающих эти строки нет никогда не чихавших, в особо подробных описаниях нет и особой необходимости.

Чиханье – особый, безусловный, защитный рефлекс. Суть понятия «безусловный» в рассматриваемом аспекте – врожденный, выработанный не личным опытом, а эволюцией. Т. е., придя в этот мир, каждый из нас уже умеет чихать, точно так же, как умеет сосать материнскую грудь или моргать.

Слизистая оболочка носа имеет чувствительные нервные клетки (рецепторы), раздражение этих клеток и приводит к чиханью. Что может раздражать рецепторы? Многое: пыль, химические вещества, любые субстанции с интенсивным запахом, слизь, особенно густая слизь, особенно кусочки засохшей слизи.

Чиханье – защитная реакция. Связана она с необходимостью удаления чего-либо из вышеперечисленного. Естественным путем оно не удаляется, а мешает-раздражает очень сильно. Ну а коль скоро очень мешает, так нужны и нестандартные способы очистки дыхательных путей: глубокий вдох (часто через рот) и резкий, интенсивный выдох через нос. Мощный поток воздуха «сдувает» препятствие. Этот форсированный выдох через нос – и есть по сути чиханье. Не получается очистить с одной попытки – чиханье повторяется.

Понятно, что чиханье может быть не столько симптомом болезни, сколько реакцией на неудовлетворительные свойства воздуха, которым человек дышит (сухой, пыльный, пахнущий и т. п.).

Любое воспаление слизистой оболочки носа многократно увеличивает вероятность чиханья. Т. е. чиханье – частый и вполне обычный симптом ринита.

Два очень важных замечания касательно чиханья:

1 Никогда не забывайте о том, что чиханье – наиболее интенсивный способ распространения инфекции воздушно-капельным путем. Именно при чихании возникают идеальные условия для рассеивания капель слизи в пространстве, оседания этих капель на бытовых предметах, мебели и т. д. Активно чихающий малолетний ребенок с особо не нарушенным общим состоянием – замечательный и очень эффективный способ перезаразить в течение одного дня всех детсадовских одногруппников. Важный вывод: надобно с самого раннего младенчества обучать детей навыкам прикрывания рта и носа при чихании.

2 Прикрывать при чихании рот и нос – это не значит перекрывать рот и нос! Последнее, кстати, наблюдается очень часто – почувствовав приближение чиханья, конкретный чихающий субъект сжимает ноздри и закрывает рот (себе или дитю). Как следствие – пыль, слизь и т. п. местные раздражители, которые, собственно, и стали первопричиной чиханья, оторвавшись от слизистой оболочки, движутся туда, где создается пониженное давление. Теоретически, интенсивный поток воздуха для того и образуется, чтоб вывести мешающие частицы за пределы дыхательных путей. Но выход перекрыт, а куда же деваться? В лучшем случае струя воздуха возвращается в носоглотку, в худшем – попадает в пазухи носа и евстахиеву трубу, многократно повышая риск развития синусита, евстахеита, отита.

От чего бывает насморк?

Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.

Теперь самое главное. Насморк возникает тогда, когда развивается воспаление слизистой оболочки полости носа. Само собой разумеется, что воспаление не развивается просто так, на ровном месте. Должен появиться некий внешний фактор, который окажет воздействие на слизистую оболочку носа. При этом вышеупомянутое воздействие будет настолько сильным, что слизистая оболочка не сможет нормально функционировать и отреагирует на «некий внешний фактор» воспалительным процессом.

Перечисление факторов, способных вызвать воспаление в носу, – это и есть по сути ответ на вопрос «от чего бывает насморк?».

Итак, самая частая причина всех насморков— это вирусы.

Принципиальной и наиболее существенной биологической особенностью любого вируса является следующая: вирусы не способны размножаться без помощи клеток других организмов. Вирус проникает внутрь совершенно определенной клетки, и именно эта зараженная клетка превращается как бы в завод по производству вирусов. Вполне понятно, что работать на два фронта (и на вирус, и на организм) клетка не может, а следовательно, не может выполнять свое основное предназначение – отсюда и возникают совершенно конкретные симптомы болезни.

Клетки слизистых оболочек дыхательных путей вообще и слизистой оболочки полости носа в частности – настоящий лакомый кусочек для множества вирусов.

Другие публикации:  Этмоидит справа

Вирусы эти могут отличаться и действительно отличаются друг от друга по строению, степени заразности, тяжести повреждающего воздействия на клетки, устойчивости во внешней среде, способности стимулировать выработку иммунитета и еще по очень большому количеству факторов. Но поскольку все эти вирусы поражают фактически одни и те же клетки, то симптомы болезни будут очень похожи, похожи настолько, что в подавляющем большинстве случаев определить имя вируса просто невозможно. Невозможно без специальных, часто длительных, иногда трудоемких, почти всегда дорогостоящих обследований, проб, анализов.

Именно для таких ситуаций— когда группа вирусов вызывает очень похожие болезни – и существуют специальные медицинские термины, приравненные к диагнозу. И самый типичный такой диагноз— острая респираторная [4] вирусная инфекция (ОРВИ). Диагноз очень удобный, поскольку конкретные действия врачей и родителей, как правило, не зависят от того, как называется конкретный вирус. Утверждения, что инфекция эта вирусная да еще и респираторная – совершенно достаточны для выбора правильного и эффективного плана лечения.

Комаровский рассказал, как вылечить насморк у детей: «Это может быть очень опасно»

Известный украинский доктор Евгений Комаровский рассказал родителям как выявить симптомы и способы профилактики насморка у детей

Соответствующее видео появилось на официальный YouTube канале доктора.

В описании к видео с названием «Симптомы: Насморк — Доктор Комаровский»:

«Чем вызывается насморк? Разновидности насморка и действия родителей. Почему важно не дать засохнуть слизи в носу? Правила промывания носа. Назальный аспиратор. Аллергия, травма, менингит, вирус — как определить причину насморка и когда же все-таки надо к врачу? Местный антибиотик и сосудосуживающие капли в нос. Насморк при прорезывании зубов. Постоянное шмыганье носом: лечить или успокоиться?».

Врач отметил что с данным заболеванием есть ряд диагностических проблем, так как есть много рисков заболеть менингитом.
Комаровский также отметил, что насморк не лечится местными антибиотиками. Отдельно доктор Коморовский уделил внимание вопросу промывания носа и особенностей применения специальных систем для данной процедуры для малышей.

Терапевты утверждают, что многие методы, которыми люди привыкли бороться с насморком, на самом деле ошибочны.

Ошибка 1: долгое применение сосудосуживающих средств. Специалисты напоминают, что максимально допустимый период времени, в течение которого можно применять такие препараты — это 5 дней. При длительном применении иммунный ответ организма на инфекции снижается и сосуды перестают реагировать. Долгое использование капель в нос может привести к потере обоняния.

Ошибка 2: не лечить насморк вообще. Противники «лекарственной химии» считают, что организм должен сам справляться с болезнями. Но отказ от лечения насморка – это ошибка. В таком случае могут легко возникать осложнения, человек рискует столкнуться с синуситом, гайморитом и другими болезнями пазух носа, которые могут распространяться на все ЛОР-органы, близко расположенные друг к другу.

Ошибка 3: наобум пользоваться народными средствами. Врачи призывают при насморке не закапывать в нос сок лука или другие подобные «домашние средства». Луковый сок может сжечь слизистую оболочку носовой полости, уничтожить в ней полезную микрофлору и повредить главные рецепторы обоняния. Также осторожнее нужно быть с эфирными маслами — многие из них являются аллергенами.

Ошибка 4: греть нос во время насморка. Согревание пазух носа повышает температуру в этой области, что лишь способно усиливать воспаление и размножение патогенных организмов.

Ошибка 5: промывать нос. Жидкость, которой промывают нос, может попадать в различные отделы ЛОР-органов и таким образом распространять инфекцию. К тому же солевые растворы вымывают из организма полезную микрофлору — слишком частое промывание может сделать организм более уязвимым перед инфекциями.

Ошибка 6: использовать антибиотики. Эти лекарства могут помочь только в том случае, если насморк имеет бактериальную природу, — в противном случае антибиотики способны причинить существенный вред. Прием антибиотиков вырабатывает у микроорганизмов устойчивое привыкание. Использовать данные препараты следует строго по назначению врача в особых случаях.
Ошибка 7: тканевые носовые платки. По словам врачей, при остром насморке такие платки превращаются в настоящий рассадник инфекций.

Доктор Комаровский: насморк – не повод не ходить в сад

Нигде в мире на это не обращают внимание, и насморки НЕ лечат! Для них насморк и температура до 37,5 – не повод не ходить в сад. Они продолжают жить обычной жизнью, гулять.

Что для них является реальным поводом оставить ребенка дома? Температура за 38, понос. Причем, только первые сутки. На вторые сутки нет поноса и температуры – идут в сад. Ангина? Сутки назначили антибиотик – нет температуры – можно идти в сад.

Я примерно понимаю, что так и должно быть. Но в нашей стране совершенно другие правила! У нас считается, что любой насморк заразен. А ведь это не так – аллергический и бактериальный ринит безопасен для других детей, заразен только вирусный.

Однако вирусный насморк позволяет всем детям обменяться инфекциями и переболеть ими в легкой форме при условии постоянных прогулок и адекватного соотношения температуры и влажности в помещении.

Я очень надеюсь, что у нас изменится не режим посещения детьми детских садов, а отношения к соплям. Сопли – это атрибут детства. Ребенок не боится соплей, он боится его лечения!

Автор: Евгений Комаровский, детский врач высшей категории

Советы на каждый день от Доктора Комаровского

Сейчас педиатры часто говорят: «Если на третий день температура не спадет, давайте антибиотики». Правильно ли это?

Неправильно. Теперь подробнее. Более 95% детских «простуд» имеют вирусную природу. Но верно и то, что ОРВИ часто заканчивается присоединением бактериальных инфекций. Родителей понять можно: им хочется сделать все, чтобы не допустить осложнений. Тогда и возникает идея: а не дать ли ребенку антибиотики? На всякий случай. Медицинская наука дает однозначный ответ: антибиотики способны эффективно бороться с бактериальными инфекциями, но предотвратить их развитие не могут. Тогда почему же педиатры во всем мире, в том числе и в очень цивилизованных странах, дают такие рекомендации? Явно не потому, что врачи не знают, о чем говорит медицинская наука. Они просто боятся юристов и гнева родителей. Ведь если осложнение у ребенка разовьется, врачу будет очень трудно доказать, что на момент осмотра бактериальной инфекции не было. Так что если ваш педиатр при отсутствии веских оснований прописывает антибиотики, то это не что иное, как попытка снять с себя ответственность.

Всегда ли зеленые сопли – верный признак наличия бактериальной инфекции?

Насморк бывает трех видов — аллергический, вирусный и бактериальный. Поставить диагноз просто. Если в мазке со слизистой оболочки полости носа окажется много эозинофилов, речь идет о насморке аллергическом, если лимфоцитов – о вирусном, а если нейтрофилов – о бактериальном. Но можно сделать предварительный вывод и самостоятельно, по цвету самой слизи. Когда бактерии начинают активно размножаться, сопли окрашиваются в желто-зеленые оттенки. Чем бактерий больше, тем зеленый цвет будет интенсивнее. Вывод: это либо бактериальный насморк, либо вирусно-бактериальный. Важно тем не менее понимать, что зеленые сопли не рассматриваются в качестве резонного повода к назначению антибиотиков.

Если ребенок ходит в сад неделю, а потом три болеет, и так круг­лый год, за исключением летних месяцев, это нормально?

Всем родителям хочется, чтобы дети никогда не болели. Тем не менее в американских учебниках для педиатров написано, что если ребенок ходит в детский сад, то в возрасте до 6 лет он имеет полное право болеть ОРВИ от 6 до 10 раз в год. При этом все будут считать его абсолютно нормальным. На Западе к частым простудам не относятся как к вселенскому злу или наказанию. Там и врачи, и родители понимают, что так будет почти со всеми ребятами, которых отдадут в детский сад. Сверх того, в развитых странах никто не сомневается, что рано или поздно «часто болеющий» ребенок превратится в «редко болеющего» взрослого. На постсоветском пространстве большинство педиатров придерживаются иной точки зрения. Какой – мы все прекрасно знаем. Мой совет: волноваться надобно не о частоте ОРВИ, а о том, умеете ли вы правильно ребенку помочь и не допустить развития осложнений. А не хотите болеть, тогда жить нужно в лесу.

Существует мнение, что до 5 лет в бассейн ребенка водить не надо. А как же плавание грудничков, ведь оно так популярно сегодня?

Я лично большой сторонник купаний в младенческом возрасте в принципе и грудничкового плавания в частности. Это один из очень эффективных способов закаливания. Но хочется отдельно поговорить о «температурном» режиме. Нередко рекомендуемые 34 °С для воды и 24 °С для раздевалки – это неправильно. Я бы снизил показатели на 2, а то и 3 градуса. А мамам предложил бы повесить на видном месте плакат такого содержания: «У маленьких детей обмен веществ протекает в три раза быстрее, чем у взрослых. Если вам тепло – ребенку жарко. Вам жарко – ему очень жарко. Вам холодно – ему нормально!» Так что ходите в «правильный» бассейн, а не в «баню».

Многие мамы в моем окружении приучают детей к горшку до года. Но есть и такие, кто позволяет ребенку носить подгузники до 4 лет. Какая из двух тактик правильная?

Даже если специально ничего не делать, дети к 3–4 годам этим навыком овладевают вполне успешно. Но несмотря ни на что, тема приучения ребенка к горшку занимает практически каждую маму. Тревога возрастает в геометрической прогрессии, если вдруг выясняется, что у подруги сын или дочь научились этому умению в год, а то и в 6 месяцев. Мое мнение: обсуждать, как ваш ребенок писает или какает, ни с кем не нужно. Это личное дело вашей семьи. А если обратиться к тому, что говорит современная медицина, то средний возраст, когда дети начинают самостоятельно ходить в туалет, колеблется от 22 до 30 месяцев. Общая рекомендация такова: до 1,5 лет лучше оставить ребенка в покое и горшок из шкафа не доставать.

Другие публикации:  Не вылечиваются зеленые сопли

Пустышка влияет на прикус или все-таки нет?

Однозначно влияет. Но кроме пустышки неправильный прикус провоцирует масса других неблагоприятных факторов. Я за разумный подход. Ведь можно давать ребенку соску несколько раз в день на 10–15 минут, а можно – на 24 ча­са. Пустышка нужна для того, чтобы удовлетворять сосательный рефлекс. Мамина грудь нужна для того, чтобы питаться. Поэтому, если у вашего ребенка сосательный рефлекс развит сильно, то соску давать можно (после появления первого зуба – только латексную).

ВОЗ рекомендует кормить младенцев грудью до 6 месяцев, но в последнее время все больше педиатров советуют сохранять грудное вскармливание до 2 и даже 3 лет. А есть ли в этом смысл?

ВОЗ рекомендует продолжать естественное вскармливание до 2 лет, если мама хочет. Имеется в виду, что ребенок будет получать обычную пищу, но 1–2 раза в день его будут прикладывать к груди. Хотя некоторые женщины делают это намного чаще, и я их не осуждаю. Считается, что прикладывание после года способствует укреп­лению эмоциональной связи между матерью и ребенком. Да, существует мнение (я полностью с ним согласен), что, если мама, вместо того чтобы дать грудь, почитает малышу сказку, эффект будет ничуть не хуже. В любом случае длительное вскармливание – это личное дело каждой отдельной семьи.

Можно ли ребенку спать вместе с родителями? Кто-то советует класть малыша в отдельную кровать с рождения, а другие говорят, что до 7 лет совместный сон очень полезен для детской психики.

Я считаю, что дети должны спать в отдельной кровати. И этой позиции придерживаются педиатрические ассоциации большинства стран. Если «отселить» малыша сразу после роддома, то к изолированному сну он обычно привыкает за 2–3 дня. Но в целом я допускаю, что бывают и другие варианты. Главное, чтобы решение о совместном сне принимала не мама единолично (а как раз так чаще всего и бывает), а мама с папой вместе. Мнение мужа все же надо учитывать. И, повторюсь, насколько известно мне, ни один из педиатров с классическим медицинским образованием, в какой бы стране света он ни обучался, не говорит, что ребенок должен спать с родителями.

Если насморк у ребенка длится по 2-3 недели, неужели ему нельзя ходить в сад? Ведь температуры нет, да и чувствует себя малыш бодро и весело.

Чаще всего причиной насморка у детей становится вирусная инфекция. Ясно, что, если заболевший ребенок придет с ОРВИ в обычный детский сад, где гуляют по 15 минут два раза в день, где в спальне сухо и натоплено, где помещения проветривают редко, он обязательно зара­зит кого-нибудь. Есть еще один очень вероятный риск. Его тоже следует учитывать. Если ребенок даже с легким насморком придет в вышеописанный сад, тогда во время дневного сна в жаре и сухости сопли у него в носу засохнут, и он начнет дышать ртом. А это прямой путь к пересыханию слизистой оболочки нижних дыхательных путей и к развитию осложнений. Причем виновата будет, конечно же, мама, которая привела больного ребенка в сад, а не администрация, которая не обеспечивает должные условия содержания детей в дошкольных учреждениях. Кстати, эти условия прописаны в санитарно-эпидемиологических нормах, но их не везде соблюдают. Во многих странах дети ходят в сад с насморком. И даже с температурой 38 °С. Но там прекрасно понимают, что нужно делать, чтобы у ОРВИ не было шансов к мгновенному распространению.

Портят ли зрение планшеты и смартфоны?

Да, а еще компьютеры и телевизоры. Органы зрения у детей развиваются по оптимально благоприятному сценарию, если глаза большую часть времени смотрят вдаль. Расстояние от ребенка до экрана, согласитесь, ну очень маленькое. Чем оно меньше, тем больше риск, что хрусталик начнет подстраиваться под выполнение противоестественных задач и станет менять свою форму. А мышцы глаза будут вынуждены так сильно напрягаться, чтобы рассмотреть изображение вблизи, что отучатся расслабляться. Все это, в сочетании с дефицитом солнечного света, может привести к близорукости. Теперь конкретные цифры. С 2 до 5 лет ребенок может проводить у экрана любого формата не больше 1 часа в день с перерывами. Продолжительность одной «сессии» – 15 минут. После 5 лет и до 18 смотреть на экран можно не дольше 2 часов в день, а перерывы нужно делать через каждые 30–45 минут.

Сейчас многие родители всюду берут с собой младенцев. Опасно ли это для малыша?

Насколько я понимаю, мы говорим не про путешествия с детьми, а про посещение общественных мест. Источник ОРВИ – люди. Чем их больше вокруг нас, тем выше шанс подхватить вирус. Родители должны четко понять, что каждая поездка в общественном транспорте и даже единоразовый поход в цирк, музей, театр, кафе или магазин может закончиться диагнозом «ОРВИ». Подвергать ребенка такому риску или нет, решают родители. Но хорошо бы оценить последствия этих «выходов в свет» и разобраться, так ли они необходимы. Ведь если расплатой за поход с папой в океанариум будет легкая простуда с трехдневным насморком, это одно дело, а если три часа веселья оборачиваются жаром, бронхитом и двухнедельным заточением в четырех стенах, наверное, затея не слишком гуманная.

Как нужно давать ребенку препараты, содержащие витамин D: курсами или круглый год?

В целом рекомендации таковы. Во-первых, лучше всего усваивается та разновидность витамина D, которая называется холекальциферол. Мы его знаем еще под названием «витамин D3». Он выпускается в разных формах. Во-вторых, 1000 единиц холекальциферола – это та доза, которая рекомендуется в сутки всем и всегда. Есть два исключения, когда врач может дозу увеличить. В возрасте от 1 года до 3 лет желательно давать детям по 1500 единиц витамина D3, а подросткам – от 1000 до 2000 единиц, в зависимости от массы тела и образа жизни ребенка. В любом случае назначать витамин D, подбирать его лекарственную форму и рассчитывать дозу – это прямая задача врача.

Как уберечь ребенка от простуд: 10 советов доктора Комаровского

Сезон ОРВИ, то есть кашля, насморка и прочих радостей, в разгаре. Самые известный теледоктор страны рассказал, как болеть поменьше, а радоваться побольше.

Чеснок в кармашке рубашки, оксолиновая мазь, витамины, аптечные средства для подъема иммунитета – все идет в ход, лишь бы драгоценное чадо не подхватило осенний вирус. Доктор Комаровский уже не раз рассказывал, как уберечь здоровье ребенка. А в разгар простудного сезона напомнил, как защитить малыша (и себя заодно) от ОРВИ всех мастей. Итак, 10 главных правил.

1. Меньше людей – меньше вирусов. Старайтесь избегать людных мест.

2. Концентрация вирусов под открытым небом в тысячи раз меньше, чем в любом помещении, будь то квартира, класс в школе или вагон метро. Сто раз подумайте: а вам туда надо?

3. Чем ближе к человеку, тем больше шансов заразиться. Держите дистанцию!

4. Увидели (услышали) человека с признаками ОРВИ (кашель, чихание, насморк, заложенный нос) – держитесь от него как можно дальше.

5. Руки больного – источник инфекции. Поменьше рукопожатий. Не снимайте перчатки, если вынуждены браться за что-либо в общественных местах. Особое внимание – дверные ручки везде и поручни в городском транспорте.⠀

6. Шансы встретиться с вирусом там, где много больных, особенно высоки. В детской поликлинике, например. Не забывайте, что там существуют дни здорового ребенка.

7. Вирусные частицы часами и сутками сохраняют свою активность в пыльном, сухом, теплом и неподвижном воздухе и практически мгновенно погибают в воздухе чистом, прохладном, влажном и движущемся. Не перегревайте! Увлажняйте! Проветривайте!

8. Оптимальные параметры воздуха для жилых помещений: температура от 16 до 22°C, относительная влажность воздуха – от 40 до 70%. Создайте комфорт в этих пределах. Холодно? Оденьтесь!

9. Мойте руки. Нет возможности – используйте влажные гигиенические и дезинфицирующие салфетки.

10. Увлажняйте слизистые оболочки дыхательных путей. Закапывайте в нос капли или аэрозоли на основе солевых растворов (чем больше людей вокруг, тем чаще). Полощите рот обыкновенной водой. Простейший солевой раствор можете приготовить сами: чайная ложка соли на литр кипяченой воды.

Добавим к десяти главным правилам три ценных напоминания: ⠀

— маска не спасает от заражения, ее не надо носить здоровому человеку – ее надевают на больного и таким образом слегка уменьшают его заразность;

— лекарств, уменьшающих вероятность ОРВИ, не существует;

— вероятность ОРВИ уменьшают полноценное питание, активный образ жизни, возможность выспаться, улыбка и хорошее настроение.